Примерное время чтения: 5 минут
2170

«Хотел идти домой пешком». Что рассказал выживший в крушении Ан-2 в Якутии?

Павел Кривошапкин, выживший после крушения Ан-2.
Павел Кривошапкин, выживший после крушения Ан-2. / Новости НТВ / Восточное межрегиональное СУТ СК России / Кадр YouTube

21 июня через несколько часов после взлета пропал с радаров самолет Ан-2, который вылетел с территории Ус Хатын в пригороде Якутска. На борту было три человека: два члена экипажа и один пассажир.

Самолет вез груз на месторождение «Вертикальное» в Кобяйском районе, но так туда и не добрался. Воздушное судно искали 10 дней - из-за плохой погоды и сложной горной местности поиски приходилось останавливать на двое суток. 

Новость о том, что обломки Ан-2 все-таки нашли, пришла 1 июля. Сначала появилась информация, что рядом с самолетом и в салоне спасатели обнаружили тела двоих членов экипажа. А позже пришло удивительное известие: третий находившийся на борту, Павел Кривошапкин, выжил. Он летел на работу - уже год трудится буровиком на месторождении в Кобяйском улусе.

Нам удалось связаться с Павлом и расспросить его о том, что помогло ему спастись. 

«Я знал, что выживу»

«Понимаете, мне очень больно это вспоминать. Наверное, сработал инстинкт самосохранения, но я мало что помню после крушения». Это первое сообщение, которое Павел Кривошапкин написал yakutia.aif.ru в ответ на просьбу рассказать, как он 10 дней выживал в тайге.

Сейчас у Павла сломаны ребра, он в больнице, поэтому и говорить по телефону не хочет – чтобы не мешать другим пациентам. Мы общаемся письменно, в мессенджере. Но и так можно понять, что настрой у Павла – боевой.

Таким настрой был все те дни, что мужчина провел в лесу, питаясь найденной в домике заброшенной метеостанции лапшой быстрого приготовления. Ее, вероятно, оставили рыбаки, которые иногда ночуют в этой избушке.

Кто-то скажет: ну, парень, ты в рубашке родился, раз в такой ситуации выжил. А по-другому и быть не могло, считает сам Павел. Он буквально знал, что будет жить, и когда двое суток добирался до домиков на берегу озера, которые заприметил с горы, и когда размышлял, что ему делать дальше, если помощь «с большой земли» все-таки не придет, и когда, завидев вертолет в небе, изо всех сил махал ему спасательным оранжевым жилетом, привязанным к палке. И это со сломанными-то ребрами.

«Паники у меня не было. Когда я сидел в тайге, больше переживал за родителей. Они у меня старые - 73 года. А так я знал, что останусь жив. Меня тревожила только сильная боль в правом боку. Но я понимал, что если не найдут спасатели, то все равно надо выходить из ситуации. Примерно догадывался, в какой стороне моя родная деревня Себян», — говорит мужчина.

На вопрос, какой совет по выживанию он может дать тем, кто попал в беду, отвечает: не поддаваться панике и не отчаиваться. Это самое главное. Его пример показывает – если очень хочешь жить, то будешь.

Связаться с родными, о которых Павел так переживал, он смог только, когда его нашли спасатели. За то время, пока его искали, баланс на телефоне мужчины ушел в минус. Помог спасатель Сергей, который пополнил счет, и Павел написал своей семье.

«Родные, родственники мои очень, конечно, обрадовались, когда я написал им, что я живой. Я очень благодарен спасателям за то, что они нашли меня», — говорит выживший.

Упал на колени, когда шасси коснулись земли

Командира вертолета Ми-8, с борта которого и обнаружили Павла, зовут Александр Евсеев. Молодой человек, который только в прошлом году перешагнул отметку в 30 лет, 10 из них - летает. Работает в авиакомпании «Полярные авиалинии».

«Вертолетчики мы, - говорит Александр. И буднично перечисляет: - коммерческими перевозками занимаемся, на тушении лесных пожаров работаем, а еще в качестве санавиации - тяжелобольных перевозим в больницы из отдаленных деревень, куда дороги нет, стариков, рожениц».

Так что спасать людей для Александра - дело не новое. В первый раз на поиски пропавшего Ан-2 его экипаж отправился 29 июня. Налетали тогда 7,5 часов - только до «квадрата поисков» два часа добирались, но вернулись в Якутск ни с чем.

«Но мы не расстраиваемся, если сразу не находим. Руки не опускаем. Я тогда так и подумал: следующим рейсом найдем», - рассказывает Александр корреспонденту yakutia.aif.ru.

Так и получилось. Следующий рейс под руководством Евсеева оказался результативным. На борту вертолета 1 июля помимо экипажа летели двое спасателей. Сначала они заметили с воздуха фрагменты обгоревшего самолета. Ан-2 находился на склоне горы на высоте около тысячи метров.

«Поднялись на второй круг, чтобы облететь самолет, и обнаружили старую метеостанцию возле озера. А рядом с этими домиками, как нам показалось, на ветру развевался флаг, - рассказывает летчик. - Мы снизились и увидели, что это человек машет. Это и был Кривошапкин».

Когда шасси вертолета коснулись земли, Павел упал на колени.

«Мне показалось, он даже заплакал. Точно не могу сказать, но очень обрадовался. И мы вместе с ним: человек выжил, и мы его нашли», - говорит Александр.

Павлу тут же предложили воду и чай, но он отказался, только попросил закурить.

«Он нам сказал, что с горы, где был самолет, двое суток спускался до избушки. Видно, что сильный человек - даже пережив такое, не растерялся: сам ходил, разговаривал. Молодец-человек», - говорит летчик.

На том же вертолете Кривошапкина эвакуировали в Якутск. А летчиков: командира Евсеева, второго пилота Григория Иванова и бортмеханика Василия Винокурова - наградили: 4 июля глава Якутии Айсен Николаев вручил им благодарности за спасение человека.

Справка
Самолет Ан-2 пропал с радаров 21 июня через несколько часов после взлета с территории Ус Хатына в пригороде Якутска. На борту находились три человека: два члена экипажа и один пассажир. Самолет вез груз на месторождение «Вертикальное» в Кобяйском районе. После произошедшего Восточное межрегиональное управление СК России на транспорте возбудило уголовное дело. Ежедневно на поиски самолета вылетали вертолеты МЧС и «Полярных авиалиний», но из-за плохой погоды и сложной горной местности, поиски приходилось останавливать на двое суток.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах