Ил-62 касается взлётки, но не останавливается. Уклоняясь от лобового удара о радиомаяк, уходит вправо, сталкивается с бруствером грунтовой автодороги, сваливается в покрытый лесом овраг и разваливается. Так 35 лет назад, 21 ноября 1990 года, в аэропорту Маган под Якутском завершился рейс из Москвы. На борту самолёта было 179 пассажиров, которые уже попрощались с жизнью. Но остались живы. Все! Подробности той аварии рассказывает сайт yakutia.aif.ru.
Промахнулись с приземлением
Время полёта из Москвы в Якутск — почти семь часов. Полёт 21 ноября шёл штатно — в кабине пять членов экипажа, в салонах пять стюардесс. Пассажиры уже радовались скорой посадке и планировали дела в столице республики, когда выяснилось — над городом морозный туман, аэропорт не принимает. Экипажу предстояло сесть в 12 километрах от города, в аэропорту Маган.
Как потом выяснит комиссия, этот аэропорт не значился в списке запасных и об особенностях посадки там лётчики не знали и не были готовы к посадке на заснеженную площадку. В Магане грунтовая взлётка длиной 3440 метров зимой укреплялась слоем льда и снега для возможности приема тяжелых самолетов.
В 06:45 по московскому времени (в Якутске было уже 12:45) лайнер приступил к посадке в аэропорту Маган. Посадку самолёта на незнакомом аэродроме взял на себя командир самолёта. Другого варианта и не было — экипаж собрали вместе буквально накануне вылета.
Однако поскольку экипаж не имел достаточной подготовки для захода на заснеженную грунтовую полосу, он пролетел ее торец на высоте 22 метра и коснулся взлётки уже примерно на половине полосы. После касания земли самолет прокатился ещё 570 метров с неопущенной носовой стойкой шасси. Как только она коснулась покрытия (на отметке 2215 метров от начала полосы), экипаж начал выпуск спойлеров, которые полностью открылись еще через сто метров, и только после этого летчики приступили к торможению.
Полосы уже точно не хватало для посадки. Впереди — столкновение с лесом, пожар и гибель пассажиров.

«Выключить двигатели!»
Спасти пассажиров и экипаж могло только одно — полное отключение двигателей. Тогда самолёт разрушится, но пожара не будет, а это шанс. И за 47 метров от конца взлётки командир отдал приказ глушить моторы.
Ил-62 на скорости 167 километров в час выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и поехал по грунту прямо на здание радиомаяка. Надо было уходить от лобового удара, который стоил бы жизни экипажу и многим пассажирам, и командир вывернул вправо. В результате самолёт столкнулся с насыпью автодороги и, проехав около четырехсот метров, съехал на склон заснеженного оврага. Собрал по пути десяток берёз, прополз на брюхе ещё сотню метров и развалился. Были сломаны все три стойки шасси, разрушено крыло и фюзеляж.
И всё же этот случай можно назвать историей о чудесном спасении, в том числе благодаря навыкам командира корабля: штурман и трое пассажиров получили травмы средней тяжести, двое бортпроводников и шестеро пассажиров — легкие. Но главное — все живы!
Комиссия позже установила, что ЧП стало следствием неподготовленности экипажа к посадке на заснеженную грунтовую взлётку на незнакомом аэродроме.