В 1942 году на пароходе «Первая пятилетка» в составе ансамбля оперетты Ленинградского концертного бюро в Якутск прибыла 22-летняя Мария Ицикзон. Слова «первый» и «впервые» будут сопровождать эту хрупкую женщину всю жизнь.
В 1941 году в Якутске был построено деревянное здание Русского театра. Руководил работами военный инженер-строитель, первый начальник треста «Якутстрой» Ефим Львович Жорницкий. Он даже не догадывался, что эта стройка подарит ему любовь всей жизни.
Забыть на время ужасы войны…
Марии было тогда всего 22, за плечами – Киевское хореографическое училище, недолгая работа в Львовском театре оперы и балета, эвакуация под бомбёжками, а затем – жизнь на колесах. Артисты передвижного ансамбля оперетты выступали перед бойцами на фронтах Великой Отечественной и жителями отдаленных районов СССР.
«Я узнала, что в Якутске есть балетная труппа при музыкально-вокальном коллективе, руководимая педагогом-балетмейстером Иваном Карениным, - вспоминала Мария Яковлевна Жорницкая. – Когда я пришла в здание бывшей церкви, увидела стоящих у станка девочек и одного мальчика. Никогда не предполагала, что на краю света, на вечной мерзлоте есть балетная труппа».
Её поразили переполненные залы: люди сидели прямо на полу, перед сценой и счастливыми глазами смотрели спектакли, несли цветы, выращенные в лютые морозы на подоконниках.
Впервые испанский танец в исполнении Марии Ицикзон Якутск увидел в 1942 году. Хранитель истории Театра оперы и балета Лира Львовна Габышева вспоминала, что «перегнувшись назад, она поднимала губами со сцены алую розу». Треск кастаньет, перестук каблучков и взмахи длинной пышной юбки овевали знойным дыханием юга, заставляя забыть на время голод, холод и ужасы войны.
Передвижной ансамбль задержался в Якутске аж на два сезона, и в 1944-м Мария Ицикзон стала Жорницкой. Они проживут в счастливом браке 17 лет, у них родится сын Марк. И только смерть Ефима Львовича в 1961 году разлучит их.
Как злой дух стал добрым гением
С 1945 года Мария Жорницкая – солистка балета Якутского музыкального театра-студии. А в 1947-м она станцует партию ведьмы Тимир Джигилик в первом якутском балете «Полевой цветок».
Либретто написал якутский драматург Д.К.Сивцев, уже известный в то время как Суорун Омоллон, музыку на основе народных якутских мелодий – композиторы М.Н.Жирков и Г.И.Литинский. Постановщиком стал московский балетмейстер Сергей Владимиров-Климов, педагогом-репетитором – известная балерина Ольга Зимина из Новосибирска. Будучи уже известным этнографом, М.Я.Жорницкая отмечала: «Несомненное достижение автора и постановщика в том, что они не механически перенесли на сцену народный танец, а создали на основе народных движений, подвижных игр новые сценические танцы».
Станцевав партию злого духа, Мария Жорницкая стала добрым гением танцевального искусства Якутии. Молодая балерина начала изучать народный танец, окончила исторический факультет местного пединститута и защитила кандидатскую диссертацию по теме «Якутские народные танцы».
Много лет спустя исследователи, анализируя удачные и неудачные стороны спектакля «Полевой цветок», определили его значение как первый шаг к освоению классического танца. Он остался в истории якутского балета как первый полнометражный спектакль, созданный в творческом союзе московского хореографа и якутских композиторов, либреттиста и художника.
За танцами на оленях
В 1948 году прошла премьера балета «Бахчисарайский фонтан», где Мария танцевала партию Заремы. Но потом театр-студию закрыли, и первый якутский композитор Марк Жирков позвал её на работу в Институт языка, литературы и истории. Мария начинает собирать и записывать танцы народов Севера: эвенов, эвенков, юкагиров, изучает одежду, украшения, атрибуты, обряды. Добирается в отдаленные наслега на вертолетах, катерах, пароходах, лошадях, оленьих и собачьих упряжках…
На сцену бывшая балерина возвращается постановщиком. Один за другим Мария ставит якутские танцы: «Осуохай», «Платочек», «Танец с чоронами», «Танец охотников». Созданные ею танцы не сходили со сцены. Именно Мария Яковлевна поставит с первым составом Государственного ансамбля танца Якутии юкагирский танец «Лондол».
Мария Жорницкая переводит записи северных танцев на балетные «па». Историки балета отмечают, что благодаря её усилиям сохранилось якутское балетное искусство – после закрытия театра в 1948 году оно было отброшено на несколько лет назад. Она неустанно пополняла репертуар, а когда в 1955 году восстанавливали оперу-олонхо «Нюргун Боотур», стала хореографом танцев.
В 1964 году вместе с Серафимом Кулачиковым-Элляем они написали либретто к балету «Чурумчуку». За эту работу она первой из якутских артистов балета получит звание «Заслуженная артистка Якутской АССР». Через 30 лет, в 1994-м, Мария Яковлевна последний раз прилетит в Якутск, чтобы посмотреть обновленный балет «Чурумчуку».
Переехав в Москву, Мария Жорницкая работала в Институте этнографии им. Миклухо-Маклая, писала монографии, участвовала в симпозиумах. Но не стала кабинетным ученым – до самой смерти выезжала в экспедиции к чукчам, корякам, ительменам, эскимосам. В 72 года готовила к переизданию труд Вацлава Серошевского «Якуты». Как и муж, ушла из жизни, полная планов…
Марии Яковлевны не стало в 1995-м, но память о ней в Якутии жива. В октябре 2021 года Национальный театр танца показал гала-концерт к 100-летию Марии Жорницкой. Зрители увидел восстановленные ею юкагирский танец «Лондол» и танец «Омуканово», созданный на русско-устьинском материале.
Мария Яковлевна всегда повторяла: «Во всем мире ценится подлинно народное искусство».