Примерное время чтения: 13 минут
1514

Летающий кран на вечной мерзлоте. Как Якутия получила самый высокий подарок

За уникальной операцией по монтажу телевышки в разгар лета наблюдал весь город.
За уникальной операцией по монтажу телевышки в разгар лета наблюдал весь город. pastvu.com

Якутская телебашня стала второй в истории страны, смонтированной с воздуха. Подарок к 60-летнему юбилею ЯАССР «готовили» всем Союзом.

4 дня вместо трех месяцев

На начальном этапе строительством телевизионной вышки в Якутске занималась бригада из Хабаровска. Они с нуля соорудили мощный свайный фундамент под опоры основания. Чтобы удержать конструкцию весом почти 500 тонн в условиях вечной мерзлоты, каждую из них выполнили в виде квадрата со сторонами в 31 метр.

На первом этапе монтаж велся поэлементно – работал подвесной кран грузоподъемностью до 2,5 тонны. Но по техусловиям такие краны могли работать только при температуре не ниже минус 40 градусов. Зима 1981-1982 годов в Якутске выдалась суровой, поэтому нагонять отставание пришлось весной.

По мере набора высоты в дело вступил 12-тонный кран. Изначально предполагалось, что сборка вышки будет вестись традиционным способом. Однако в целях экономии времени и денег решено было перейти на вертикальный монтаж – с вертолета Ми-10К. Забегая вперед, это было верное решение: вместо трех месяцев, положенных для земных методов сборки, работы заняли 4 дня. Это сэкономило бюджету 230 тысяч рублей.

Монтаж телевышки шел средь бела дня в центре города, над жилыми домами.
Монтаж телевышки шел средь бела дня в центре города, над жилыми домами. Фото: Городские проекты

Переход на воздушный монтаж потребовал переработки чертежей. Ее выполнили специалисты московского ВНИПИ «Промстальконструкция». Они же разработали системы уловителей - «усов» сверху каждой конструкции.

Команда «Вышка»

Главная телебашня республики высотой 241,7 метра состоит из 31 секции. 13 верхних и антенну монтировали с помощью военного транспортного вертолета Ми-10К. Эту разработку советских конструкторов называли «летающим краном». Винтокрылые машины, которые могли поднять в воздух до 15 тонн груза, отличались высочайшей точностью и были очень востребованы в стране и за рубежом.

Н.Н.Бабинцев и Н.Быкадоров
Н.Н.Бабинцев и Н.Быкадоров Фото: АиФ

Летом 1982 года в Якутск прибыл экипаж вертолетчиков из Тюмени во главе с заслуженным пилотом СССР Н.Н.Бабинцевым. Николай Николаевич был одним из лучших «воздушных монтажников» в стране: на Ми-10К строил ЛЭП в Германии, в труднодоступной гористой местности. Именно ему доверили первым в мире монтировать телевизионную вышку на вечной мерзлоте.

Крылатые помощники подключились к работе с отметки 138 метров. С городского ипподрома, где собирали конструкции, вертолет с многотонным грузом поднимался в воздух 14 раз. На земле секции монтировали и готовили к перевозке Василий Духанин, Александр Лымарь, Анатолий Серебряков, Олег Емцов, Николай Ларин, Виктор Перелыгин, Анатолий Косабуцкий и Николай Бородин.

Элементы решетки телевышки выполнены из бесшовных горячекатаных металлических труб. Перед подъемом в воздух очередной конструкции места стыков стоек и блоков тщательно шлифовали, а затем проверяли каждый ограничитель, каждую «ловушку».

Ми-10К поднимает с городского ипподрома Якутска антенну.
Ми-10К поднимает с городского ипподрома Якутска антенну. Фото: gallery.ykt.ru/AIRBUS

Все участники операции общались между собой по радиосвязи. Когда вертолет взлетал с ипподрома, в эфире звучала команда «Вышка».

Монтаж многотонных конструкций на лету велся средь бела дня в самом центре города. Поэтому за определение маршрута следования винтокрылой машины над Якутском отвечала специальная комиссия. Как рассказал спецкорру «Социалистической Якутии» Ю.Семенову замначальника летно-штурманского отдела ЯУГА Борис Лахтин, из соображений безопасности секции с ипподрома везли в обход города. Вертолет летел через Сергелях, в сторону Чочур-Мурана, к Хатынг-Юряху и уже оттуда – над улицей Кирова к месту сборки. С учетом возможного изменения направления ветра подходы к объекту были отработаны с двух сторон – северной и южной.

«Отчаянная семерка»

Командиром экипажа Ми-10К был кавалер ордена Ленина Виктор Иванов. Под его руководством работали штурман-инструктор Николай Лизунов, второй пилот Владимир Бинеев, бортмеханик Кирилл Малышев и радист Юрий Пинигин.

В Якутске впервые в стране «обкатали» новую технологию монтажа – с нижней кабины. Под кабиной пилота находилась еще одна, подвесная, застеклённая со всех сторон – место ведущего оператора. Его занимал сидящий лицом к хвостовой части винтокрылой машины Николай Бабинцев. Когда «летающий кран» зависал над башней, он брал управление на себя.

В такие моменты из-за ветра огромный вертолет ходил ходуном – да так, что встать на ноги в кабине было практически невозможно. В это время командир экипажа терял из виду объект и лишь наблюдал за высотой и поведением двигателей. А Бабинцев в одиночку «сажал» на место многотонные конструкции.

Г.Кадымаев и Г.Майструк
Г.Кадымаев и Г.Майструк Фото: АиФ

Принимали и закрепляли блок-секции на головокружительной высоте верхолазы-монтажники из Хабаровска: Н.Быкадоров, А.Поночевный, А.Гадзанов, А.Разгильдеев, Ю.Ростов и Г.Кадымаев. Руководил «отчаянной семеркой» опытный бригадир Григорий Майструк. Он участвовал в монтаже Останкинской телебашни на финальном этапе: с 385 до 537 метров.

При таком весе сооружения допустимые отклонения от проекта исчисляются в миллиметрах. Поэтому монтажникам и вертолетчикам помогали геодезисты Михаил Пикулык, Анатолий Иванихов, Валерий Сутарихин и Эдуард Гастиловский. Они находились в разных точках города и корректировали действия вертолетчиков и верхолазов, чтобы башня стояла строго вертикально.

По методу олимпийского факела

На самой верхотуре под ногами монтажников были узкие скользкие трубы или «пятачки», на которых можно лишь стоять.

«Сложнее всего было устанавливать первую и две последних конструкции, - рассказывал Григорий Майструк журналисту газеты «Молодежь Якутии» В.Крыловой. – Первая, восьмиметровая секция, весила 10 тонн. Тринадцатая секция должна была идти без площадки, но вместе с инженерами мы пересмотрели систему стабилизации, произвели расчеты – и она появилась: на высоте 225 метров, размером 2,5 на 2,5 метра. Чтобы закрутить 48 болтов на каждую секцию и отнивелировать ее, уходило около 2,5 часов. 16-метровую телеантенну опускали по методу воронки или олимпийского факела». 

Площадка на высоте 225 метров: вид сверху.
Площадка на высоте 225 метров: вид сверху. Фото: АиФ/ Ион Иванов

Их попросили закончить работы в день выборов. 20 июня рабочий день монтажников продолжался 16 часов с небольшими перекурами и легким обедом на 200-метровой отметке, но они уложились в срок.  

Установку антенных устройств производили бригады монтажников Г.А.Герасименко и В.А.Эдемиллера из радиотелевизионного передающего центра ПТУС ЯАССР и бригада Е.А.Никитина из СМУ-2 Московского управления строительства Минсвязи СССР. Стальные детали, электрооборудование и аппаратуру для якутской башни изготовили и привезли со всех концов страны.

Вышка, которую ввели в эксплуатацию в октябре 1982 года, позволила якутянам смот­реть не две, а три телепрог­раммы. Благодаря ей радиус телевещания увеличился до 70 км, повысилось качество при­ема на «голубых экранах» Якутска, Жатая, Октемцев и Кангалассов. Значи­тельно улучшился телеприем в Мохсоголлохе, Борогонцах и Намцах.

«Гвоздь» гендерных вечеринок

Телебашня Якутска – седьмая по высоте в России. Сегодня она обеспечивает вещание двух мультиплексов цифрового ТВ и 8 FM-радиостанций. Телесигнал с башни охватывает более 308 тысяч человек в 32 населенных пунктах.

Телевышка пробивается сквозь туман, скрывающий Якутск зимой.
Телевышка пробивается сквозь туман, скрывающий Якутск зимой. Фото: АиФ/ Ион Иванов

«Принцип теле- и радиовещания – как можно выше поднять передающую антенну, чтобы обеспечить устойчивый сигнал на как можно большей территории, - говорит главный инженер Радиотелевизионного передающего центра (РТПЦ) Юрий Горчаков. - Якутская телебашня была предназначена для размещения антенного оборудования и передачи сигнала, и за 39 лет функционал не изменился. Сегодня её обслуживанием, а также остальных 211 объектов по всей республике, занимаются 8 специалистов-высотников.

Раз в 5 лет в Якутск приезжают представители специализированной организации – их всего несколько в стране. Они проводят комплексную проверку качества и усталости металла и дают заключение о состоянии антенно-мачтового сооружения. Последнюю такую проверку башня прошла в 2018 году. Согласно инструкции по эксплуатации антенно-мачтовых сооружений, разработанной Минсвязи СССР в 1983 году, раз в год мы проводим ревизию всех металлоконструкций. В числе прочего проверяется состояние лакокрасочного покрытия – обновляем его, если есть шелушение или отслаивание. Красно-белый цвет башни не для красоты – это сигнал, обозначающий линейное препятствие, который пилоты самолетов видят издалека. По инструкции покрытие нужно обновлять раз в 5 лет, но с 1983 года качество материалов сильно изменилось – современные краски могут выдержать вдвое больше».

3,5 года назад телевышка получила поддсветку.
3,5 года назад телевышка получила подсветку. Фото: АиФ/ Ион Иванов

15 марта 2018 года Якутская телебашня получила подсветку. Специалисты из Санкт-Петербурга закрепили на разных уровнях более 200 светодиодных прожекторов, которым не страшны якутские морозы. Третий год башня радует горожан, переливаясь разными цветами. Она уже сияла фиолетовым в поддержку недоношенных детей, цветами муаровой ленты в рамках всероссийской акции «Свет мира. Борьба за победу» и желтым – в Международный день «солнечных» людей.

С 2020 года можно заказать индивидуальную подсветку телебашни. Так самая высокая конструкция на вечной мерзлоте стала «гвоздем» гендерных вечеринок – с ее помощью молодые родители и гости праздника узнают пол ребенка.

В ТЕМУ

У автора этой статьи с телевышкой связаны особые воспоминания: «В середине 90-х мы ходили с классом в театр. Когда отгремел балет, вскрылась неприятная история: из пакета, в который мы сложили несколько меховых шапок (в гардероб их тогда не принимали), одну украли. Мою – норковую, моднявую, купленную буквально пару недель назад. Вызвали тогда ещё милицию, и приехавший наряд увез меня и двух одноклассников Артема и Сергея в первый ГОМ. Пока составили протокол и записали показания, на часах была почти полночь. Однако стражей порядка это не смутило: закончив, они милостиво отпустили нас на все четыре стороны.

Картина маслом под названием «Где-то в Сайсарах»: темень, ни одного фонаря и трое школьников в двух шапках. Район никто из нас не знал. Вышли из участка, огляделись и пошли в сторону самой широкой улицы – решили сориентироваться по ее названию. Правда, это ничего не дало, и мы вконец растерялись. И тут я увидела огни городской телевышки. Мы пошли на них, и уже через каких-то 10-15 минут начали узнавать местность, а через час стояли возле моего подъезда. Вот такая история про путеводную башню».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах