В Воронеже рассматривают резонансное дело. В октябре 2025 года группа подростков возле дома в микрорайоне Тепличный подкараулила 16-летнего Максима Янтурина, чтобы в очередной раз поиздеваться над ним. Во время конфликта парень ударил ножом одного из обидчиков. На протяжении трёх лет Максим подвергался буллингу из-за того, что был приезжим из Якутии.
В отношении парня возбудили уголовное дело. Сейчас он находится в следственном изоляторе, а адвокат подал апелляцию на арест. Корреспондент yakutia.aif.ru связался с родными Максима Янтурина и узнал подробности этой истории.
«Я не знаю, где я»
«19 октября Максим пришёл в квартиру бабушки, чтобы покормить кота. Так как квартира в основном пустует и там нет даже ножа, чтобы что-то открыть, сын взял с собой ножик, чтобы разрезать мешок с комбикормом. После этого он вышел на улицу, где разговаривал с друзьями. В этот момент к нему подошла компания, которая издевалась над ним все три года, и начали вымогать у него кроссовки», — рассказала мать парня Мария Кацурба.
Но конфликт повернулся в неожиданную сторону. По записям с камер видеонаблюдения видно, которые быстро распространились в социальных сетях, видно, что хулиганы задирают его. Потом один из них картонной коробкой пытается закрыть объектив камеры. Но в кадр всё же попал момент, когда главный зачинщик попытался схватить парня за шиворот, и в этот момент Максим ударил его ножом в живот. Кто-то из хулиганов снова закрывает камеру. После этого все разбежались, а Максим в состоянии шока пошёл к себе домой. Но в этот момент толпа школьников бросилась за ним.
Оказавшись в квартире, Максим посмотрел на окровавленный нож и осознал, что случилось. Испугавшись, что хулиганы сейчас выломают дверь, он выпрыгнул в окно с первого этажа и убежал в сторону частных домов, в лесополосу. Раненого подростка тем временем увезли в больницу и прооперировали.
Встревоженная мать всю ночь пыталась дозвониться до сына, чтобы узнать, где он находится.
«Я была на связи с полицией, которые вроде тоже искали его. Но я в этом не уверена. Я сама всю ночь бегала с фонариком по всему микрорайону в поисках сына», — вспоминает Мария Кацурба.
Вскоре подросток написал матери: «Я не знаю, где я. Постараюсь до утра прийти. Я найдусь, мама, не волнуйся». Под утро Максим пришёл к дому. Увидев сына, женщина обняла его и стала спрашивать, почему он ничего ей не рассказывал о травле.
Позже к ним подъехал адвокат, и Максим рассказал ему, что произошло. Когда они уже собрались в Следственный комитет, к дому подъехали сотрудники полиции и задержали подростка.
«В тот же день правоохранители допросили и нас, и тех, кто над ним издевался, — рассказывает мать Максима. — У нас есть и свидетели, и доказательства, что эти хулиганы вымогали у него деньги и избивали его. А прямо накануне этой драки Максим сказал друзьям, что его хотят убить».
По словам матери, её сына травили из-за того, что он приезжий, и продолжали угрожать ему через мессенджеры.
«Правоохранители, по нашему ощущению, просто затягивают дело, — поделилась Мария Кацурба. — Жалобу, которую мы писали на хулиганов, даже не рассмотрели. В Следственном комитете нам сказали, что ведутся следственные мероприятия, а данных судмедэкспертизы, которую провели Максиму, до сих пор нет. В школе детям сказали удалить видео с избиением. Мы подавали заявление о вымогательстве, но никакой реакции. Хулиганов до сих пор не привлекли к ответственности».
Адвокат обвиняемого Никита Чермашенцев рассказал корреспонденту yakutia.aif.ru, что в отношении Максима Янтурина следователи возбудили уголовное дело по статье «Покушение на убийство». При этом правозащитник настаивает, что это была самооборона.
«Когда был суд по мере пресечения, следователь сказала, что обвиняемый признаёт преступление. Но адвокат возразил, что мы не признаём, так как в протоколах допроса не было об этом ни слова», — поделилась Мария Кацурба.
На задержание Максима адвокат подал апелляционную жалобу в Воронежский областной суд. Сейчас родные Максима надеются добиться главного — чтобы статью о покушении на убийство переквалифицировали на самооборону.
Бил ногой в спину
Впервые с буллингом Максим столкнулся в 2022 году, после того как семья переехала из Якутска в Воронеж. Во время переезда возникло много трудностей.
«В Якутске собирались сносить наш дом, и работы были назначены на декабрь 2022 года. Чтобы не прерывать учебу Максима, мы решили, что пока он останется в Воронеже с моими родителями и сестрой. А я уехала в Якутск, чтобы решить вопросы с жильём», — рассказывает Мария Кацурба.
В Воронеже Максима зачислили в школу № 84. В 2023 году, группа подростков начала издеваться над 13-летним приезжим. Парня преследовали, били и вымогали деньги. Однажды хулиганы затащили Максима в лес и избили. Узнав об этом, мать подростка обратилась и в полицию, и к руководству школы. Но так как обидчикам на тот момент было всего по 14 лет, дело не стали рассматривать. Переживания за сына сказались на здоровье матери, и Максим перестал делиться с родными своими бедами, чтобы лишний раз их не тревожить.
Однако хулиганам показалось этого мало. В сентябре 2025 года они пришли в пункт выдачи заказов, где подрабатывал Максим, силой вытащили его на улицу и начали бить. На опубликованных в сети кадрах видно, что один из школьников удерживал Максима, другой бил его ногой в спину. В какой-то момент парень смог вырваться, но подростки снова повалили его на землю.
Угрозы продолжались, и ситуация дошла до того, что парня перевели на домашнее обучение.
От 8 до 15 лет колонии?
Максим Янтурин — обычный подросток: ходил на рисование, заботился о младшем брате, которому сейчас семь лет. Также он посещал секцию по тхэквондо и был зачислен в школу олимпийского резерва. В 2025 году он взял третье место на первенстве Воронежской области и на межрегиональном фестивале «Сила духа».
«По характеру Максим очень спокойный и мягкий, ему не хватало жёсткости. При этом очень общительный, легко находил общий язык со сверстниками. У меня с ним никаких проблем не было», — рассказал тренер школы олимпийского резерва Александр Перегудов.
По решению суда Максима Янтурина отправили в СИЗО на два месяца. Ему может грозить от 8 до 15 лет колонии.
«Когда мне разрешили повидаться с сыном, я спросила его, почему он молчал? Я бы что-нибудь придумала, мы бы могли переехать в другой город. Нашли бы выход, — поделилась мать Максима. — И с того свидания мне до сих пор не разрешают с ним созвониться».
Друзья парня не оставляют его: пишут письма в СИЗО, отправляют видеообращения. Не так давно и сама Мария Кацурба получила от сына письмо.
«У меня всё хорошо. Я много читаю. Очень скучаю по дому. Надеюсь на домашний арест. Я вас очень сильно люблю. Я не буду плакать, потому что я сильный мужчина», — написал маме Максим Янтурин.
К сожалению, такие ситуации, когда подростки годами терпят травлю и издевательства, не редкость. И как бы ни было страшно или сложно, важно рассказывать о происходящем близким, чтобы это не привело к трагическим последствиям.