29 мая 1969 года в окрестностях Олёкминска в Якутии потерпел катастрофу Ми-2. Он рухнул в Лену, утонули 25 пассажиров – 6 взрослых и 19 детей. Как и сейчас, в Якутии в это время был паводок, и практически вдвое перегруженный вертолёт возвращал на остров Кыллах эвакуированное население. С перевозкой поспешили. Подробности рассказывает сайт yakutia.aif.ru
Садите сколько хотите?
Вертолёт Ми-2 выполнял транспортные рейсы по эвакуации жителей острова Кыллах из-за ледовых заторов на реке Лена. Первый рейс был выполнен успешно. Да и каким проблемам быть? Вертолёт новый, маршрут несложный: надо вернуть на остров жителей, перевезённых в связи с паводком в посёлок на берегу.
Первый полёт прошёл благополучно, хотя уже тут случиться могло всякое.
«Пилот вертолета, не выключая двигатели, дал указание штурману, чтобы он вышел из вертолета и обеспечил посадку не более 15 детей дошкольного возраста и одного взрослого сопровождающего», - рассказывают обстоятельства этого рейса на сайте www.airdisaster.ru. – На борт сели 22 пассажира – трое взрослых и 19 детей».
С явным перегрузом вертолёту удалось совершить этот рейс. Возможно, тогда и было решено, что Ми-8 выдержит такой вес и в следующий раз. Близко, как-нибудь дотянут.
Во второй рейс Ми-8 забили ещё сильнее, «под завязку»: 26 пассажиров, в том числе 19 детей. Вес оказался почти на полтонны выше допустимого. И вертолёт не выдержал…
«Пилот завис на небольшой высоте над землёй и начал разгоняться в сторону реки. Но когда Ми-2 вышел на край обрыва, «воздушная подушка» под ним пропала, что также резко снизило подъёмную силу, - приводят эксперты данные расследования 56-летней давности. Снизившись над рекой, вертолёт ударился рулевым винтом о берег. Потеряв управление, машина закружилась влево, упала на лёд и перевернулась, а через 10—15 минут затонула».
Кто виноват?
На лёд смогли выбраться пилот и штурман, а также одна взрослая пассажирка. Ещё 25 людей, оказавшихся на борту (19 ребятишек с острова Кыллах и 6 сопровождающих) утонули. Так произошла самая масштабная в истории авиакатастрофа Ми- 8.
Пилот не дожил до суда, который, впрочем, всё равно приговорил бы его, по нормам того времени, к расстрелу. Штурман признал вину, получил «высшую меру» от Верховного суда Якутии, но обжаловал приговор – и Верховный суд РСФСР заменил его на восемь лет колонии.

Выводы комиссии, расследовавшей авиакатастрофу, были очевидны – недопустимый перегруз и неправильный выбор высоты взлёта, это вменялось в вину пилоту. Хотя, вероятнее всего, он побоялся противоречить решению местных по срочной переброске жителей на место, за это и поплатился – жизнями детей и своей собственной. Было отмечено безответственное отношение к полётам штурмана. Местным властям за бессмысленную спешку при перевозке людей, что, в принципе, и привело к катастрофе, «поставили на вид».