(обновлено )
Примерное время чтения: 9 минут
11

Развитие на благо республики. АО АК ЖДЯ создают транспортный коридор в КНР

К концу года ЖДЯ перевезут на 7% больше груза, чем планировали.
К концу года ЖДЯ перевезут на 7% больше груза, чем планировали. Железные дороги Якутии

Одно из системообразующих предприятий Республики Саха – «Железные дороги Якутии». Компания связывает регион с «большой землёй», обеспечивает северный завоз и снабжение предприятий, реализует масштабные инфраструктурные проекты. Железнодорожники поделились с yakutia.aif.ru итогами уходящего года и планами на будущее.

Везём больше и быстрее

«План по основным показателям мы в этом году перевыполнили, – рассказывает заместитель директора АО «ЖДЯ» по стратегическому развитию Алексей Местников. – К концу года перевезём почти 8,5 млн тонн груза – на 7 % больше, чем рассчитывали. Достичь этого удалось, благодаря тому, что в полном объёме выполнен план погрузки угля добывающим предприятием на станциях Чульбасс и Денисовский, увеличены объёмы погрузки железной руды на разъезде Тит».

Алексей Местников.
Алексей Местников. Фото: Железные дороги Якутии

Большое значение – не только для финансовых показателей, но и для нормальной жизни в Якутии – имеет северный завоз. ЖДЯ наладили тесное взаимодействие с Минтрансом РС(Я) и РЖД, чтобы грузы доставлялись максимально оперативно. Их важно перевезти через Лену, пока ледостав не затруднил логистику. Тем более сегодня, когда в связи с поворотом на Восток очень загружен Восточный полигон «Российских железных дорог».

Одним из достижений этого года стал полноценный запуск в работу собственного грузового терминала на станции Столбовая в Подмосковье, откуда отправляется большой объём грузов в Нижний Бестях ускоренными контейнерными поездами, идущими по жёстким ниткам графика. Реализация проекта способствовала своевременному завершению очередного этапа северного завоза до закрытия навигации. В 2025 году компания намерена, увеличив частоту отправок до трёх контейнерных поездов в неделю и оптимизировав график движения, сократить срок доставки до 14 суток (сейчас – 18 суток).

Повысились и объёмы перевозки нефтепродуктов, что отражает развитие промышленности. На экспорт в Китай, пока в небольших объёмах, идут цистерны со сжиженным газом.

Если учитывать не только объём грузов, но и дальность перевозки, то грузооборот по итогам года ожидается более 2 214,3 млн тонно-километров – на 4,6 % выше, чем в 2023-м.

Поезда всё популярнее

Пассажиров по итогам года ЖДЯ перевезут 421 тысячу – на 8 % больше, чем в 2023-м. Пассажирооборот прогнозируют 401 млн пассажиро-километров – на 11 % выше прошлогоднего.

«После прихода железной дороги в Нижний Бестях в 2019 году люди привыкают, что есть такая транспортная возможность, удобная, безопасная, надёжная, – продолжает руководитель. – Поэтому пассажирские перевозки пользуются всё большей популярностью. В числе самых востребованных направлений – Благовещенск, Иркутск и особенно Владивосток. Чтобы удовлетворить растущий спрос, будем продолжать пополнение парка вагонов. В этом году заключили с «Трансмашхолдингом» договор на поставку вагона для маломобильных пассажиров и плацкартного вагона, получим их в апреле 2025 г».

Специфика пассажирских перевозок в центральной Якутии – в том, что железнодорожная станция Нижний Бестях и г. Якутск находятся на разных берегах Лены. Для удобства пассажиров ввели систему мультимодальных перевозок «Единый билет» – пассажиров поезда доставляют по маршруту ж/д вокзал Нижний Бестях – Якутск с участием железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Трансфер входит в стоимость билета.

Летом от вокзала до Якутска везут на автобусе до причала, далее на теплоходе через Лену. Зимой на автобусе до автовокзала Якутска, а в переходные периоды людей через реку перевозят суда на воздушной подушке.

Судно на воздушной подушке для переправления пассажиров.
Судно на воздушной подушке для переправления пассажиров. Фото: Железные дороги Якутии

Много внимания уделяется развитию пассажирской инфраструктуры. Так, в 2019 г. на причале в Нижнем Бестяхе построили пункт ожидания, чтобы до момента переправы люди ждали в тепле и с комфортом. В ближайшем будущем такой же появится на противоположном берегу.

Амбициозные планы

Компания приступила к реализации большого стратегического проекта – Северо-Восточного транспортного коридора от китайского Мохэ через Якутию до Магадана, где он будет смыкаться с морскими путями.

«Нужно, во-первых, чтобы заработал смешанный автомобильно-водный пограничный переход Джалинда – Мохэ в Амурской области. Мы арендовали железнодорожную линию Сковородино – Рейново и восстанавливаем её и станцию Рейново, чтобы пропускная способность путей достигла 3 млн тонн в год. До 2027 г. вложим туда более 5 млрд рублей», – говорит Алексей Местников.

Во-вторых, требуется построить новую железнодорожную линию Нижний Бестях – Магадан протяжённостью около 1 600 км. На этот проект не хватит частных инвестиций, понадобится республиканское и федеральное финансирование. А ЖДЯ готовы выступить генеральным подрядчиком строительства.

У компании большой опыт строительства и эксплуатации путей в суровом климате.
У компании большой опыт строительства и эксплуатации путей в суровом климате. Фото: Железные дороги Якутии

«У нас есть опыт прокладки и эксплуатации железнодорожных путей в суровых климатических условиях. Разработана наиболее эффективная, на наш взгляд, схема», – делится железнодорожник.

В ближайшие 3 года планируют продолжать и другие инвестпроекты: строительство к 2026 г. раздельного пункта Тит на участке Беркакит – Томмот, расширение к 2027 году парка станции Чульбасс, обновление локомотивов и вагонов, приобретение станков для депо и медицинского оборудования, строительство зданий, инфраструктуры и так далее.

Главная ценность – люди

Большое внимание уделяют работе с кадрами. Компании нужны специалисты с высшим и средним профессиональным образованием: дежурные по станции, энергетики, связисты, монтёры пути, машинисты... Для их привлечения наладили сотрудничество с Транспортным техникумом в Нижнем Бестяхе, студенты которого имеют возможность начать работать ещё во время учёбы. Проходят профориентационные встречи со школьниками.

Совместно с Минобрнауки РС(Я) и Дальневосточным госуниверситетом путей сообщения проводится предметная олимпиада, победители которой получают дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в ДВГУПС на целевое обучение.

Не забывают и о социальной ответственности бизнеса. ЖДЯ имеет собственные строительные мощности и возводит дома для сотрудников, а также активно строит жильё в рамках программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В 2024 г. построили более 30 многоэтажек в Томмоте и Алдане, а также 4 дома для железнодорожников.

В территориях присутствия компании налажено социально-экономическое партнёрство с местными властями. Так, в Мегино-Кангаласском районе железнодорожники помогли поставить памятники купцам Гаврилу Никифорову и Петру Кушнарёву и национальному герою народа саха – Василию Фёдорову-Манчаары, участвуют в строительстве детской базы отдыха.

Для защиты окружающей среды с 2007 года заменяют тепловозы более современными. Сегодня в парке только модернизированные тепловозы с дизельным двигателем 7FDL, соответствующим российским и международным экостандартам. Он даёт на 35-50 % меньше выбросов, а фактически отсутствующая утечка масла помогает справляться с проблемой просачивания нефтепродуктов в почву в зонах парковки локомотивов и повторно использовать моторное масло в маневровых тепловозах. При этом тепловоз ещё и способен тянуть больше вагонов, что важно с природоохранной и экономической точки зрения.

Систему электроснабжения и отопления ЖДЯ переводят на наиболее безопасное для окружающей среды топливо – газ.

Все тепловозы оснастили современными, более экологичными двигателями.
Все тепловозы оснастили современными, более экологичными двигателями. Фото: Железные дороги Якутии

В уходящем году Россия отмечала 50-летие Байкало-Амурской магистрали, ЖДЯ не остались в стороне. В честь знаменательной даты для бамовцев организовали торжественные собрания в Якутске, Алдане, Нерюнгри, отправили юбилейный поезд с ветеранами отрядов «Якутский комсомолец», «Юность Якутии», ветеранами БАМа и АЯМа от Нижнего Бестяха до Тынды, где состоялось масштабное мероприятие для тех, кто вкладывал свои силы в эту грандиозную и жизненно важную для страны стройку.

«Дорогие коллеги, ветераны-железнодорожники и все жители нашей республики! С наступающими праздниками вас! – поздравляет Алексей Местников. – Пусть в самые суровые морозы в доме, в семье, на душе у вас будет тепло и светло! Счастья вам, здоровья и благополучия, мира и исполнения всего задуманного! С Новым годом! Саҥа дьылынан!»

Реклама.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах