Ко Дню дальнобойщика, который отмечается 28 августа, «АиФ на Севере» подготовил интервью со старожилом профессии – Дмитрием Яковлевым, который бороздил дороги Якутии в течение 12 лет.
Машина для дальнобойщика – вторая жена
Ольга Донская, «АиФ на Севере»- Как вы выбрали эту профессию?
Дмитрий Яковлев: - Стать шофером мечтал с детского сада. Но судьба сложилась так, что высшее образование получил в ЯГУ по профессии горного инженера-гидрогеолога. Правда, диплом мне не пригодился вообще.
Думаю, повлиял и уровень зарплаты: тогда оклад техника был 93 рубля, а у водителя оплата была сдельная и выходило примерно 800 рублей – по тем временам очень хорошие деньги. Помню, за 5 лет работы смог самостоятельно купить новенькие «Жигули».
Я начал работать в 1982 году. Коллектив у нас был классный – полный интернационал: молдаванин, грузины, чеченцы, армяне, я был один якут. Когда только пришел работать, меня прозвали «студент». Закончил в 1994-м, но не по своей воле – перестройка сделала свое дело, и нашу автобазу разогнали.
- На чем вы ездили?
- Для дальнобойщика его автомобиль как вторая жена: за техникой нужно ухаживать, следить. Моя первая машина была лесовоз «ЗИЛ-157». Тогда я возил кругляк, в основном, рядом с городом: с 69 км Вилюйского тракта до Базового переулка. Потом пересел на «Урал», и начались дальние поездки. Возил почти все, но чаще всего оборудование для буровых установок газовых месторождений.
«Урал» достался мне не в самом лучшем состоянии, пришлось самому доводить его до ума. Кабину пришлось взять другую. С ней вышла та ещё история: прямо там умер предыдущий владелец – остановилось сердце. Когда я её забирал, даже характерный запах оставался. Но техника есть техника, и выбирать не приходилось. Работалось нормально – на этом «Урале» объездил почти все районы республики, где есть месторождения газа: Кызыл-Сыр, Ленск.
Не сделал план – не получил зарплату
- Расскажите о своей первой дальней поездке.
- Это была командировка в Себян-Кюель, рядом с Верхоянскими горами. Поездка длилась месяц, но там я пробыл совсем недолго – машина не смогла проехать по снегу, пришлось вернуться обратно. Как говорится, первый блин комом. Меня развернули, поставили на тот же след. Потом часто туда ездил, но уже без происшествий.
Стоит отметить, что на «Урале» нормативом была скорость 8 км/ч, ведь нужно было соблюдать осторожность из-за особенностей дороги. Мой путь лежал через реку, также был подъем на Верхоянский хребет.
- Как проходил обычный день дальнобойщика? Как решали бытовые вопросы: прием пищи, сон?
- Готовили еду на бензиновом примусе «Шмель» прямо в кабине. На нем варили всё: пельмени, супы, гуляш. В кабине постоянно стояла жара. На улице температура доходила до минус 50 градусов, а мы сидим в тапочках. Машину старались не глушить, всё делали в кабине. В дорогу отправлялись по две-три машины, в каждой по одному водителю. Брать пассажиров было строго запрещено.
Сейчас на трассах стоят много чайных. В те времена их не было: иногда ели в столовых в поселках, но в основном готовили себе сами. Когда добирались до пункта назначения, ходили в баню. На «конечке» отдых зависит от загрузки: обычно это была одна ночь. Потом загружаешься и обратно. Сезон длился шесть месяцев, с ноября по апрель. За месяц мы должны были сделать 3 рейса, чтобы выполнить план. Например, на путь туда-обратно до Ленска давали 10 дней, до Олекминска – шесть. Всё просто: не сделал план – не получил зарплату.
- Какие раньше были трассы?
- Как таковых трасс не было, только зимник. Отдельные участки по земле были, но короткие – например, до села Маймага Намского района, и всё.
Уважить шаманов – обязательно
- Как готовили транспорт, чтобы избежать неприятностей?
- Подготовка к сезону начиналась за несколько месяцев. Всё лето готовишь машину: собираешь, перебираешь, и всё это сам, чтобы, если что, на себя пенять. После рейса тоже в гараже пропадал, ремонтировал. То сальник побежит, то ещё что-нибудь. На это дают день-два, иначе не успеешь выполнить план. До сих пор привычка осталась – своё авто предпочитаю ремонтировать самостоятельно.
- Приходилось встречать бандитов? В 90-ые, говорят, это было обычным делом.
- Нет, нам ни разу не попадались. Мы сами внешне походили на бандитов.
- Бывали серьезные поломки в дороге?
- Самая серьезная поломка – когда коробку передач заклинило. В минус 50 градусов машина остановилась на ходу, на спуске, как вкопанная. Я не сразу это понял: вроде всё нормально, а она не идет.
Прямо на спуске вскрыл крышку коробки и увидел, что ничего не крутится. Пришлось попотеть. Напарник помог отсоединить мой прицеп и прикрепил его к себе. Спустился вниз, оставил прицеп там и вернулся за мной, чтобы оттащить машину. Потом мы соединили этот «конструктор» и выехали на прямую дорогу. До базы я доехал уже сам, глубокой ночью, медленно, но верно. Утром починил коробку и вечером того же дня снова тронулся в путь.
- Есть ли у дальнобойщиков свои приметы, обычаи?
- Немного, но есть. Мы всегда кормили духов. Например, в Кобяйском районе было два шаманских дерева. Однажды мы одно пропустили и остановились только у второго. Отъезжаем, и я замечаю, что сдулось колесо прицепа. Поменяли, едем дальше, и тут у напарника спускает то же самое колесо. Получилось, что в одном месте аж на двух прицепах ремонт делали. С тех пор шаман-деревья мы не пропускали.
Еще мы никогда не загадывали, когда приедем на место: как Бог даст, так и доберемся.
Главное в дороге – взаимовыручка
- В Якутии с нашими огромными расстояниями зимняя дорога – дело опасное. Какие экстремальные случаи были у вас?
- Такое бывало, и очень часто – если всё вспоминать, на целую книгу хватит. На дороге важна помощь – мы с коллегами за всю жизнь никого не бросили. Помогали чем могли, даже инструменты отдавали. В мороз машина если остановится, сразу замерзает. Такое встречалось очень часто, но к счастью, смертельных случаев ни разу не было. Ну и в нашей команде мы всё делали сами: за 12 лет никто чужой нас до базы не притаскивал.
Как-то ехали со стороны Сунтар до Олекиминска, путь шел через реку. Я был первым и вдруг понимаю, что под моей машиной проломился лед. Чудом смог проехать, но второе авто не смогло проехать – выдернул их с помощью троса.
Один раз попали в пургу и встретили камазиста, который вёз сваи. Он рассказал, что за один световой день смог проехать лишь 300 метров и то на лопате (копал снег перед автомобилем – авт.). Мы посоветовали ему подождать трактор, чтоб тот расчистил снег, и поехали. Было очень сложно: на 100 км сожгли целых 300 литров бензина. По пути заметили несколько брошенных на полдороги авто.
Был еще случай: тащили заклинивший «КамАЗ», груженный солярой. К тому времени замерзшая машина простояла на трассе около недели в минус 55-57 градусов. К счастью, водитель с напарником смогли добраться до гостиницы в поселке. Чтобы помочь бедолаге, для нас «сварили» специальные жесткие буксиры – мы сами везли по 8 тонн цемента каждый.
- Что брать с собой в рейс, чтобы быть максимально подготовленным к любым ситуациям?
- В дороге случается всякое, поэтому обязательно нужны запчасти и минимум полторы тонны бензина для каждой машины. За рейс иногда до семи раз спускало колеса. Частенько для ремонта использовали подручные средства и фантазию: однажды пришлось заклеить камеру клеем «Момент».
При этом, бывало, встречали и неподготовленных шоферов. Однажды мужики остановили нас и спросили, где заправка. Все, кто ездит на этом участке, знали, что АЗС поблизости нет и не будет. Пришлось залить им 300 литров бензина, а сверху дать воды и еды.
Хоть я давно уже не в профессии, любовь к автомобилям осталась – за баранкой сижу по сей день.
КСТАТИ
За 2020 год по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» в Якутии построено и отремонтировано почти 550 км дорог, возведено и реконструировано 13 мостовых переходов. Время в пути до некоторых населенных пунктов от Якутска сократилось в разы.
В 2021 году запланирован ремонт порядка 264 км автомобильных дорог. Из них 216 км – это региональные и 48 км – городские. Основные работы будут произведены на автодорогах «Нам», «Амга», «Умнас», «Анабар», «Яна», «Мюрю» и «Абалах».
Отдельное внимание будет уделено реконструкции мостов. На территории республики в аварийном или предаварийном состоянии находится 200 мостовых переходов протяженностью 7 468,28 погонных метров.
В 2023 году планируется построить и отремонтировать почти 550