aif.ru counter
39

Как парень из деревни Большой Пеледуй стал политруком легендарной «семерки»

Старший политрук подводной лодки «С-7» Краснознаменного Балтийского флота Василий Гусев стал первым подводником Якутии и первым из якутян, награжденным орденом Ленина. Это было в 1942 году.

Помогли… немцы

В начале 30-х годов советские специалисты побывали на испытаниях испанской лодки Е-1, построенной по проекту немецкой фирмы «Дешимаг». В ней был обобщен боевой опыт первой мировой войны и учтены последние достижения кораблестроения. За переделку немецкого проекта на свой лад взялись морские инженеры В.Перегудов и В.Критский.

На создание первой советской подлодки смешанной конструкции ушло 3 года. Субмарины имели более мощные двигатели и аккумуляторы, были вооружены одними из лучших в то время торпедами калибра 533 мм и новейшим 100-мм орудием, а для защиты от атак с воздуха – 45-мм полуавтоматом. 20 октября 1937 года первым лодкам 9 серии было присвоено литерное обозначение С – средняя.

К началу войны на флоте несли службу 17 «эсок», в том числе и С-7. Она была изготовлена на заводе «Красное Сормово» в Горьком и вступила в строй 23 июля 1940 года в составе 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.

В сложнейших условиях 1941-1942 годов советские подводники дали достойный отпор врагу. Первые два эшелона «эсок», среди которых была и С-7, уничтожили более 30-ти вражеских транспортов и развеяли гитлеровскую легенду о неспособности «красных субмарин» прорваться сквозь заграждения. Форсировав заминированные воды Финского залива, советские «эски» осуществили прорыв в Балтийское море, который вошел в историю Великой Отечественной.

Вместо радио – комсомольцы

Василий Гусев родился в деревне Большой Пеледуй в 1916 году. Одноклассники из Витимской школы любили его за смелость и выдумку, учителя уважали за честность. После окончания семилетки Вася Гусев узнал, что на реке Пеледуйка началось строительство судоверфи, и пошел работать на стройку. За деловые и человеческие качества юношу избрали секретарем комсомольской организации и редактором газеты «Ленский судостроитель», а в 21 год он вступил в партию.

В марте 1936 года Василий Гусев стал инициатором беспрецедентного лыжного перехода Пеледуй – Якутск. По пути – а это без малого 1,5 тысячи км – комсомольцы рассказывали жителям ленских деревень о том, что творится в мире: тогда в якутской глубинке еще не было радио. Об этом походе написали центральные газеты, а поскольку Пеледуйская судоверфь подчинялась Главсевморпути, о лыжном переходе узнали в Москве.

В 1938 году 22-летнего Гусева выдвинули заместителем начальника политуправления Главсевморпути по комсомольской работе. В те годы Главное северное управление пути возглавлял легендарный полярник И.Д.Папанин. С ним Василий Гусев побывал на банкете в Кремле, где впервые воочию увидел Сталина. Через год, в 1939-м, его направили в ряды Военно-Морского флота по спецнабору. Окончив курсы политработников в Ленинграде, В.С.Гусев был назначен комиссаром подводной лодки С-7 Краснознаменного Балтийского флота, где начал службу в 1940 году. Ему было 24 года.

Счастливое число 4

Экипажу подводной лодки С-7 суждено было совершить 5 боевых походов – три в 1941-м и два в 1942 году. В зимний шторм 1941 года из голодного, обстреливаемого Ленинграда С-7 вышла в море для обстрела базы немецких торпедных катеров. Вылазка прошла успешно – после нескольких выстрелов «эски» на берегу вспыхнули склады с горючим.

Зимой 1941 года экипаж С-7 ремонтировал субмарину в блокадном Ленинграде. Утром моряки занимались пехотной подготовкой, изучали самозарядную винтовку, автомат, гранаты, днем чинили механизмы лодки, а ночью уходили в патруль, оберегая город от немецких лазутчиков. Ремонт был завершен на 45 дней раньше намеченного срока.

В марте 1936 года Василий Гусев стал инициатором беспрецедентного лыжного перехода Пеледуй – Якутск. По пути – а это без малого 1,5 тысячи км – комсомольцы рассказывали жителям ленских деревень о том, что творится в мире: тогда в якутской глубинке еще не было радио.
В марте 1936 года Василий Гусев стал инициатором беспрецедентного лыжного перехода Пеледуй – Якутск. По пути – а это без малого 1,5 тысячи км – комсомольцы рассказывали жителям ленских деревень о том, что творится в мире: тогда в якутской глубинке еще не было радио. Фото: Public Domain

Самым удачным стал четвертый военный поход, который начался 2 июля и закончился 12 августа 1942 года. 38 суток, не считая времени на переход из Кронштадта в Лавенсари, С-7 провела в море. Она форсировала залив со средней скоростью 87 миль в сутки, затратив на переход пять с половиной суток. Позднее военные историки установят, что лодка пересекла линии минных заграждений 22 раза! В подводных и надводных атаках «эска» потопила 4 фашистских транспорта и один заставила выброситься на берег. Советские подводники доставили пленных с секретными картами минных полей, поставленных немцами. Этот поход С-7 считается едва ли не самым удачным походом советской подводной лодки за всю войну.

Весь экипаж С-7 был удостоен государственных наград. Орденом Ленина были награждены Гусев, Хрусталев, Новиков, Корж, Субботин, Ляшенко, Скачко, Винокуров, Михайлов, орденом Красного Знамени - Оленин, Пятибратов, Шинкаренко, Стрельцов, Лебедев, Лукаш, Самонов и другие. Командир С.П.Лисин представлен к званию Героя Советского Союза. Скоро С-7 должна была стать гвардейским кораблем.

Последний поход

В свой последний, пятый поход С-7 вышла 17 октября 1942 года. В состав экипажа дополнительно были включены штурман Б.Н.Смирнов и капитан-лейтенант О.Г.Брянский. 21 октября С-7 благополучно форсировала противолодочные заграждения, и вечером того же дня дала краткую радиограмму о выходе в Балтийское море. Сообщение состояло всего из пяти слов, передатчик лодки был в эфире меньше минуты, но этого оказалось достаточно для радиоперехвата.

Один из зарубежных военных журналов «Ревю Маритим» в феврале 1957 года опубликовал статью «Операции советских подводных лодок на Балтийском море в 1942 году», в которой приводились подробности гибели С-7. После того, как лодка была запеленгована, за ней началась охота. В этот район было переброшено несколько финских подводных лодок. Когда С-7 всплыла для зарядки батарей, ее торпедировала финская подлодка «Морской черт» под командованием капитана 3-го ранга Олави Айтоллы. Торпеда попала в район 7-го отсека, советская субмарина затонула мгновенно, 42 человека погибли.

Краснофлотцев В.С.Субботина, А.К.Оленина и В.И.Куницу, а также командира С-7 С.П.Лисина финны спасли. Будучи в плену, Сергей Прокофьевич узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

Музей имени Маринеско

Как парень из деревни Большой Пеледуй смог стать политруком современной субмарины? Вот что писал о Василии в книге «Командир «С-7» ленинградский писатель Всеволод Азаров: «Старший политрук Гусев пришел на Балтику из Севморпути. Василий Семенович многое знал, многое усвоил благодаря своей непоседливой, любознательной натуре, редкостной работоспособности, культуре. Матросам было просто интересно с ним поговорить. А в тяжелые, рисковые минуты они ощущали его как близкого, родного человека».

А эти строки – о смелости комиссара С-7: «С 28 октября по 15 ноября лодка вела систематический обстрел вражеских объектов. Чтобы увеличить скорострельность пушек, матросы подавали снаряды из отсеков на палубу про запас. Стреляли почти каждую ночь. Волны заливали обледеневшую палубу. По ней катились отстрелянные медные гильзы и приготовленные снаряды. Чтобы не дать снарядам упасть в воду, комиссар ложился по борту у лееров, придерживая их своим телом. Позднее по его примеру так делали и краснофлотцы».

После войны семья комиссара Гусева обосновалась в поселке Черский Нижнеколымского района Якутии. Сын Василия Семеновича Дмитрий создал там Музей подводников имени А.И.Маринеско – командира субмарины С-13. Экспонатами музея стали документы и личные вещи оставшихся в живых подводников. В сентябре 1989 года в Черском побывали инженер-механик подводной лодки С-7 В.Е.Корж и капитан 1-го ранга, Герой Советского Союза С.П.Лисин.

Сергею Прокофьевичу была суждена долгая жизнь – после спецпроверки он был возвращен на флот, затем занимался педагогической работой в военно-морских училищах и умер в Санкт-Петербурге в 1992 году. Год спустя группа шведских водолазов обнаружила на дне Балтийского моря, на подходах к проливу Южный Кваркен, советскую подводную лодку С-7…

Оставить комментарий (0)

Загрузка...
Самое интересное в регионах