«Дети, сегодня учим буквы. Первая буква русского алфавита — А». Уроки в первом классе обычной кочевой школы такие же, как в любой другой, — дети учатся читать и писать на русском и родном языках — эвенском, эвенкийском или чукотском. Другое дело, что проходят они в палатке посреди тундры, — рядом пасутся олени, а сами ребятишки после урока бегут помогать родителям в стойбище. Корреспонденты АиФ-Якутия в преддверии Дня знаний узнали, как живут ученики и учителя эвенской школы.
Вычитать и кочевать
«Нужно, чтобы дети знали свой родной язык, традиции, обучались навыкам кочевья, знали, как обращаться с оленьим стадом, — говорит директор Себян-Кюельской школы Кобяйского района Якутии Инесса Егорова. — А если они всё детство проведут в интернате, это будет попросту невозможно».
Вокруг Себян-Кюеля кочуют со своими оленьими стадами эвены — они же орочи, или ламухи, ближайшие родственники североамериканских индейцев. По всему Северу их осталось около 20 тысяч человек. Но «вливаться» в большой народ для них — это терять себя и свой язык.
«Этого нельзя допустить, поэтому в стойбище из нашей школы едет учитель, даже ради нескольких школьников, — рассказывает Инесса Егорова. — Как мы говорим, на вахту».
Учительница-вахтовик кочует вместе с оленеводами, каждую неделю снимаясь с места, — ведь стадо в 1 000 голов быстро «подъедает» ягель вокруг. Тогда «педагогическую палатку» разбирают, грузят на нарты и везут вместе со своим скарбом вслед за оленями.
«Проблем, конечно, пока много, — сетует педагог. — И самая главная проблема — интернет. Обычного в наших кочевьях нет. Ноутбук учительнице выделили, „трубкой“ для связи обеспечили. Но ведь сама связь через спутник стоит очень дорого. Так что идея современного дистанционного обучения не работает».
Учат детей кочевников по старинке — в палатке ставят стол, вокруг дети. Педагог рассказывает, малыши смотрят в учебник. Урок закончился — они бегут «на продлёнку» — отец учит, как запрягать оленя в нарты, как собирать стадо. Надо ещё на обед нарубить льда из речки или натопить снега, нарубить и наколоть дров, разрубить топором замёрзшее мясо или рыбу, чтобы сварить суп. Этому всему ребёнка не научишь, пока он в интернате, так что оленеводы довольны.

«Когда наступают морозы, учительница уезжает в посёлок — в палатке всё же холодно, — продолжает Инесса Егорова. — Снова она вернётся в стойбище уже в апреле, когда потеплеет. А пока дети будут выполнять задания под руководством родителей».
Была идея выделять кочевым школам сборные деревянные домики, чтобы было куда поставить парты, а педагогу было тепло работать и жить. Но оленеводы идею забраковали — тут главное, чтобы олени могли легко тащить поклажу, а как перевозить деревянный дом? Кто его будет разбирать и собирать? Такие дома можно ставить разве что на пересечении путей оленеводческих бригад и собирать туда детей на неделю. Но зачем?

Кочевые педагоги-вахтовики из Себян-Кюельской школы ездят по бригадам, только пока дети учатся в начальной школе. Потом идут сложные предметы, и родители ищут выход из положения — надо решать, как учить ребёнка дальше. Интерната в Себян-Кюеле нет, ребятишек немного.
Поэтому надо договариваться с кем-то, кто готов принять 11-летнего школьника на постой, выделять средства на его обучение и питание. Та ещё задача! Родители поступают по-разному. Кто-то ищет знакомых в селе, а кто-то, например, переводит детей на дистант — пару месяцев в школе, а потом получают задания и отправляют работы по спутниковой связи. Некоторые, скрепя сердце, отвозят детей в райцентр, но там нет обучения на эвенском.
Весной уезжают
В другом эвенском селе, с красивым названием Тополиное, школу для детей оленеводов можно назвать летней.

«У нас дети учатся в основном в школе-интернате, — рассказывает директор школы села Тополиное Томпонского района Евгений Голиков. — В сентябре-октябре дети оленеводов приезжают в село, учатся. А в апреле, получив задания на дистанционное обучение, возвращаются в родные стойбища. Так они и от родных не отрываются, и хорошее образование получают. Исключение только для учеников выпускных классов».
Такая комбинированная форма обучения даёт детям возможность обучиться не только программе средней школы, но и хитростям оленеводства. Интернаты, хоть и неидеальны, всё же обеспечивают детей образованием. После 9-го класса у них есть выбор: учиться дальше или вернуться домой. Забрать ребёнка из привычного мира — это довольно жёстко. Кочевые школы пока не могут полностью заменить их, но они дают возможность детям не отрываться от своих корней.