470

«Тыгын Дархан» – новая глава. Как снимали самый масштабный якутский фильм

Драма «Тыгын Дархан» повествует о событиях в конце XVI - начале XVII века.
Драма «Тыгын Дархан» повествует о событиях в конце XVI - начале XVII века. © / Дария Дмитриева / АиФ

4 ноября якутяне увидят на большом экране байопик Никиты Аржакова «Тыгын Дархан». В преддверии премьеры создатели фильма рассказали «АиФ на Севере», каково это – оживлять историю 400-летней давности.

Как появился тойон всех тойонов

Историческая драма «Тыгын Дархан» – о знаковых событиях, которые произошли в жизни народа саха в конце XVI - начале XVII века. В те времена якуты занимались скотоводством и жили родоплеменными объединениями – улусами. Во главе каждого из них стоял тойон, но должен был появиться каган – тойон всех тойонов, который объединит народ перед лицом общей угрозы.

В районах республики съемочной группе активно помогали.
В районах республики съемочной группе активно помогали. Фото: АиФ/ Дария Дмитриева

Сценарий написан по мотивам одного из главных шедевров якутской литературы – одноимённого романа народного писателя Василия Яковлева - Далана.

«Думаю, фильм обогатит знания об этом периоде истории у зрителей, - отмечает поэт, публицист и переводчик Гаврил Андросов. - В своей книге Далан поднимает вечные темы: добро и зло, война и мир, жизнь и смерть, самодержавие и демократия, сиротство и сила рода. Поступками главного героя движет гуманизм, а в современном мире с его конфликтами это как никогда актуально. По задумке режиссёра, Тыгын Дархан в фильме, в первую очередь, не реальный человек, а символ. Символами народа саха разных эпох я считаю прародителя Эллэй Боотура, объединителя племён Тыгын Дархана и выдающегося общественного деятеля Платона Ойунского. И то, что об одном из них был снят фильм, – большая радость и гордость».

Компьютерная графика вместо ластика

За то, чтобы на экране всё выглядело как в XVII веке, отвечали художник-постановщик Петр Бояркин и его команда. Их консультировали доктора исторических наук Розалия Бравина и Андриан Борисов. Поначалу они относились к идеям киношников с опаской, но в процессе совместной работы «оттаяли».

В Амгинском районе была построена целая деревня Тыгына.
В Амгинском районе была построена целая деревня Тыгына. Фото: АиФ

«Ученые привыкли оперировать фактами и настаивали на полной исторической достоверности. Но фильм – это художественное произведение, а не научпоп. В кино главное – создать «картинку», заполнить пространство. При этом что-то будет главным, а чем-то придется жертвовать. Создавая декорации, мы сохранили исторические формы, силуэты и добавили деталей, чтобы украсить – но только те, которые тоже находили в раскопках. Писали, что доспехи в фильме неправильные, ламели «смотрят» вверх. Но это не мы придумали – за основу взят оригинал тюркского доспеха. Это же не дождевик, чтобы от воды защищал», - говорит Петр.

Декорации в местности Ус Хатын строили около 1,5 месяцев.
Декорации в местности Ус Хатын строили около 1,5 месяцев. Фото: АиФ

Для съемок было построено более 200 декораций: юрты, урасы, балаганы. И не в тепличных условиях павильона, где хватило бы фасада, а на открытом воздухе, целиком и в натуральную величину. Борьба за целостность построек шла с переменным успехом: то ветром крышу сорвет, то коровы и лошадки облюбуют в поисках тени.

Большинство доспехов в фильме – пластиковые, каждый собран и подогнан вручную. Для копий, луков, щитов и батыйа использовали железо, дерево и пластик.

Все доспехи в фильме были собраны вручную.
Все доспехи в фильме были собраны вручную. Фото: АиФ/ Дария Дмитриева

«Все-таки это кино – актеры или будут играть, слова говорить, или 30 кг груза на себе таскать. Между прочим, даже пластиковый доспех не легкий, а еще оружие, щит, шлем, костюм. Мы, как могли, старались облегчить им жизнь», - рассказывает Петр.

В масштабных сценах задействовали квадрокоптер. А значит, ничего лишнего – двухколейных дорог, фонарных столбов и опор с проводами – в кадре быть не должно. Старались выбирать для съемок места дикие, глухие, но в третьем тысячелетии найти такие непросто даже в Якутии. Поэтому компьютерную графику в «Тыгыне» использовали вместо ластика – больше стирали, чем рисовали.

Долина Туймаада... на берегу Амги

По словам оператора Юрия Бережнева, масштабные съемки – дело непростое: длительные переезды, капризы погоды и, конечно, массовые сцены, где всех нужно организовать и всё продумать. 

Проект «Тыгын Дархан» вызвал большое внимание общественности.
Проект «Тыгын Дархан» привлек к себе внимание якутян. Фото: АиФ/ Дария Дмитриева

«Много времени ушло на поиски локаций: часть исторических мест, в том числе на родине Тыгына в Хангаласском районе, уже застроены. Поэтому, например, долину Туймаада снимали на берегу Амги. Это был интересный опыт, уникальная возможность соприкоснуться с историей нашего народа, которая мало изучена. Якутское кино в поисках своей ниши, своего почерка, мы много экспериментируем, работаем на голом энтузиазме. Думаю, именно это импонирует зрителю», - отмечает Юрий.

О том, что в республике снимают кино про Тыгына, знали, наверное, все. Поэтому, когда дошло до сцены Ысыаха с массовкой из трёх тысяч человек, стоило лишь кинуть клич – от желающих отбоя не было. В назначенный день очередь за костюмами растянулась на сотни метров.

Главной задачей съемочной группы было организовать 3-тысячную массовку.
Главной задачей съемочной группы было организовать 3-тысячную массовку. Фото: АиФ/ Дария Дмитриева

«Я участвовал в съемках сцены соревнований по перетягиванию палки, - рассказывает ведущий солист Государственного театра оперы и балета Сарыал Афанасьев. – Нас загримировали, одели и мы должны были болеть за своих, бурно реагировать на происходящее. Всё происходило в местности Ус-Хатын, на дворе июнь, жара, мошкара одолевает. Но сам процесс съемок мне понравился – теперь хочу попробовать себя в кино».

Всё дело в деталях

Художник по костюмам Дария Дмитриева участвовала в столь масштабном кинопроекте впервые. Для фильма «Тыгын Дархан» было изготовлено около 3,5 тысяч костюмов.

На съемки якутяне приезжали целыми семьями.
На съемки якутяне приезжали целыми семьями. Фото: АиФ/ Василий Кривошапкин

«Столько всего и сразу мы ещё не отшивали, - улыбается Дария Петровна. - Чтобы проникнуться духом времени, в первую очередь перечитала роман, материалы историков, археологов и этнографов, просмотрела свои записи и зарисовки. Изучила все экспонаты конца XVI - начала XVII века, которые есть в музеях республики, – даже те, что в запасниках. Пропустив всё это через себя, нужно было передать атмосферу той эпохи через одежду, украшения, предметы быта. Очень помог главный хранитель Музея археологии и этнографии СВФУ Эдуард Жирков – обратиться к нему с вопросом можно было в любое время».

Когда первые заготовки, эскизы костюмов были готовы, пришлось отвечать на множество вопросов съемочной группы. Потому что они очень отличались от того, что якутяне сейчас надевают по праздникам: шелковые халадаи, длинные кафтаны, массивные серебряные украшения.

Для актеров была пошиты меховые головные уборы и верхняя одежда.
Для актеров была пошиты меховые головные уборы и верхняя одежда. Фото: АиФ/ Дария Дмитриева

В XVII веке одежда выглядела иначе. И мужчины, и женщины носили короткие, до колен, камзолы. Их декорировали бисером, аппликациями, подвесками, металлическими бляшками и вышивкой. В состав костюма также входили головные уборы, камзол-сон, обувь, шуба, натазники и ноговицы из кожи и меха. Их расшивали бисером и нитками, украшали прорезными замшевыми лентами с перфорацией по всей длине. Украшения – наборные пояса, налобники, косоплетки, шейные гривны, перстни, печатки, браслеты, бусинные серьги – были отличительной чертой богатых людей.

По мнению научного консультанта проекта – искусствоведа, профессора АГИКИ Зинаиды Ивановой-Унаровой, в этом фильме удалось через одежду и украшения создать визуальный мир 400-летней давности. А определенное отклонение от документализма позволительно для кино.

Кино, которое меняет людей

Режиссёр Никита Аржаков много лет мечтал экранизировать роман Далана. 

Режиссер Никита Аржаков экранизировал роман, написанный в конце ХХ века.
Режиссер Никита Аржаков экранизировал роман, написанный в конце ХХ века. Фото: АиФ/ Василий Кривошапкин

«Этот фильм посвящается нашим детям, внукам и всем следующим поколениям. Потомки его посмотрят, поймут, кто они есть и от кого произошли, и смогут рассказать об этом другим. Думаю, в развитии якутского кинематографа началась новая глава. Нужно снимать фильмы, отражающие самобытный нрав народа саха, его отношение к жизни и уникальную культуру. С таким посылом «Тыгын Дархан» выходит на широкий экран», - говорит Никита Аржаков.

Саундтрек написал ведущий музыкальный редактор киноконцерна «Мосфильм» Константин Шевелёв. По мнению режиссера, никто другой не смог бы так тонко прочувствовать материал и донести его до зрителя посредством музыки. С легкой руки композитора хомус, якутская скрипка кырымпа и традиционные песни таналай звучат в сопровождении симфонического оркестра.

Многие актеры на съемочной площадке менялись на глазах.
Многие актеры на съемочной площадке менялись на глазах. Фото: АиФ/ Василий Кривошапкин

За время работы над картиной происходили удивительные метаморфозы. Аржаков уверен – это якутская природа наполняла людей особой энергетикой: «Когда актёры массовки, которые изображали коневодов, переодевались в боотуров, у них даже лица менялись. Тот, кто раньше смеялся без умолку, становился задумчивым. А исполнитель главной роли даже поменял имя в паспорте – думаю, в нём взыграла кровь предков. Сниматься пришёл Ганя Неустроев, а стал Ньургун Бэчигэн Миитэрэй уола. Если прислушаться к голосу предков, изнутри «выходит» то, что нужно».

Перевод с якутского Виктория АЛЕКСЕЕВА

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

«Тыгын Дархан» - это:

- 2 года съемок на территории 11 районов и 14 населенных пунктов Якутии;

- 3 тысячи костюмов;

- более 200 уникальных декораций;

- бюджет – 255 млн рублей;

- в съемках приняли участие более 10 тысяч человек.

Для большинства членов съемочной группы это был не первый, но самый масштабный кинопроект.
Для большинства членов съемочной группы это был не первый, но самый масштабный кинопроект. Фото: АиФ

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Альбина Данилова, журналист, ведущий эксперт госкинохранилища Якутии:

- Книгу Далана читала, но то, что увидела на экране – это открытие глубокой древней истории! Я будто родилась заново и узнала, что есть такой народ саха. Стыдно, что мы многого не знаем о своей истории. По поводу самой картины: каждый кадр, сцена, герой, локации – всё великолепно! Особенно понравились актеры Ньургун Бэчигэн, воплотивший образ Тыгын Дархана, и Айталина Лавернова, игравшая шаманку.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...
Самое интересное в регионах