Вело-столица есть, велодорожек нет. О велосипедном движении в Якутии

Популярность двухколесного транспорта в столице республики набирает обороты – такое ощущение, что велосипеды везде. Несмотря на лютые морозы, многие якутяне передвигаются на них круглый год. 

   
   

Всё смешалось

Любители велоспорта Якутии объединились и создали федерацию, которая просуществовала до 2020 года. Зимой и летом активисты организовывали соревнования по кроссу, выезды за город и марш-броски по трассам республики.

После закрытия федерации единомышленники совместные поездки не забросили. Излюбленный маршрут местных веллеров – из Якутска на другой берег Лены и обратно. На прохождение 220-километровой дистанции нужно два дня.

«Любовь к двухколесному транспорту у меня с детства – отец выменял для меня велосипед на 3 бутылки пива, - говорит житель Якутска Георгий Попов. – Я бы не сказал, что занимаюсь велоспортом – просто люблю кататься. Сейчас стало модно проводить время на природе, устраивать велотрипы. Сам с интересом слежу за всем этим – если кто-то осваивает новый маршрут, можно позаимствовать его опыт. Жаль только, что в Якутске нет велодорожек и очень много бордюров, из-за которых часто лопаются шины. Для езды по городу стоит приобрести зеркало заднего вида, не гонять, особенно рядом с людьми, и быть внимательным на пешеходных переходах». 

Фото: Из личного архива

С одной стороны, бурное развитие велодвижения не может не радовать. Сплошные плюсы: и для экологии хорошо, и для здоровья горожан. Но пешеходы и автолюбители Якутска всё чаще высказывают недовольство новыми участниками движения.

«Из-за этих веллеров невозможно по дорогам передвигаться – наденут наушники и едут непонятно по какой полосе, - сетует житель города Дмитрий Яковлев. - Никто не показывает свое направление движения руками, просто едут куда вздумается. А мы, водители, каждый раз переживаем, даём по тормозам. Жена с детьми чаще меня ходит пешком – и тоже на них жалуется. Не спешиваются на «зебре», гоняют по тротуарам, да еще и подают звуковой сигнал, требуя уступить дорогу! И ладно бы дети, подростки – так нет, вполне себе здоровые мужики».

11 км за 5 лет

В 2020 году в окружной администрации заявляли о формировании городского «велокаркаса» – оборудовании 11 километров велосипедных дорожек за 5 лет. Планируется проложить 2,2 километра велодорожек от улицы Хабарова до улицы Кулаковского. Еще 1,2 км — от проспекта Ленина до улицы Дежнева. Самый большой участок запланирован на улице Лермонтова — почти пять километров.

   
   

«Наша задача, как мэрии, создать удобную и безопасную велотранспортную инфраструктуру, — заявлял тогда еще заместитель мэра города Евгений Григорьев. - При проектировании комплексной схемы организации дорожного движения Якутска мы закладываем разработку велодорожек, как обязательных элементов улично-дорожной сети».

На деле всё оказалось не так просто.

В 2020 году в 203 микрорайоне Якутска появилась велодорожка. Однако всего год спустя горожане начали возмущаться ее состоянием – испытание зимой она не выдержала.

«65 метров асфальтового покрытия велодорожки в 203 микрорайоне подрядчик демонтировал и восстановил в рамках гарантийных обязательств, - ответили на запрос «АиФ на Севере» в пресс-службе мэрии Якутска. - В этом году подобный объект протяженностью 4,2 км появится на Окружном шоссе – работы проводит МКУ «Главстрой». Также строительство велодорожки предусмотрено в рамках капитального ремонта проспекта Ленина, который завершится в 2023 году».

Безопасность прежде всего

По статистике ГИБДД, в 2020 году в столице республики произошло 33 ДТП с участием велосипедистов. 25 из них получили травмы, один погиб. За 6 месяцев нынешнего года в аварии попали 16 велосипедистов, травмы получили 11 человек. Как подчеркнули в пресс-службе Госавтоинспекции, семеро из них – дети.

«Хотелось бы предостеречь всех любителей велоспорта, и в первую очередь родителей несовершеннолетних участников дорожного движения, - говорит сотрудник пресс-службы ГИБДД Якутска Владилена Охлопкова. - Прежде чем дарить ребенку велосипед, обновите знания ПДД для этой категории участников движения. Профилактические мероприятия по школам мы начинаем уже с апреля: беседуем с детьми и родителями. Для велосипедистов важна защита – при падении с двухколесного транспорта прежде всего страдает голова. Шлем просто необходим, сейчас представлено столько разных интересных моделей».

С 9 июля в Якутске начнутся рейдовые мероприятия «Велосипед», в ходе которых пройдут проверки владельцев двухколесного транспорта. 

 

КСТАТИ

В 2019 году члены молодежной палаты Якутска Айсен Афанасьев и Василий Иванов представили проект велопарка на базе микрорайона Кангалассы. 

По задумке, парк должен был вмещать в себя пункт аренды велосипедов, фудкорт, медпункт и 3 маршрута: лёгкий — семейный, средней сложности — для любителей и сложный — для экстремального велоспорта. Идею поддержала тогдашняя глава Якутска Сардана Авксентьева, однако дальше бумаги дело не пошло.

Василий Иванов Фото: Из личного архива

«Когда проект одобрили в мэрии, мы связались с вело-сообществом, но получили замечание по поводу удаленности велопарка, - рассказал «АиФ на Севере» Василий Иванов. - Кангаласский мыс, конечно, красив, но веллерам неудобно туда добираться. После этого я встречался с директором городского Парка культуры и отдыха Григорием Гурьевым, чтобы обсудить перенос объекта на их территорию. Но грянула пандемия, и проект пришлось отложить».