Из-за многочисленных нарушений графиков движения и санитарных требований окружная администрация решила сменить перевозчиков сразу на нескольких городских маршрутах.
Зарплата водителей мала и нестабильна
«Под раздачу» попали маршруты №2, 3, 8 и 35. Этим перевозчикам были вручены уведомления о расторжении договоров через месяц. За это время будет проведен конкурс для новых исполнителей.
Как отметила глава Якутска, в окружную администрацию поступает множество жалоб.
«Мы старались урегулировать с частными перевозчиками вопрос восстановления интервалов движения. Но у них, как «у Егорки на всё отговорки»: водителей не хватает, автобусы ломаются и так далее. В качестве эксперимента мы обзвонили несколько объявлений о найме водителей. Выяснилось, что оплата труда для них крайне невыгодна – они забирают себе только деньги за проезд наличными. Однако большинство пассажиров используют безналичный расчет, поэтому зарплата водителей мала и нестабильна. Кто пойдёт работать на таких условиях? Поэтому больше двухсот автобусов простаивает и на линии не выходят», - написала Сардана Авксентьева в своем Инстаграм.
Из-за нарушения графиков горожанам приходится ждать свой маршрут по 30-40 минут, и в салон набивается очень много людей. Переполненные автобусы могут усугубить риск заражения коронавирусом.
Всему виной пандемия
Оксана Емелева – одна из тех, с кем намерены расторгнуть договор. У нее пять автобусов, работающих на маршруте №35.
«Сейчас на маршруте более 40 машин. Самая напряженная ситуация была в августе и сентябре, водители работали в авральном режиме. В октябре мы отработали по договору, длительных перерывов не допускали. Всё было хорошо, и под конец месяца мы неожиданно получили известие о расторжении договора. Директор нас успокоил – сказал, во всем разберемся», - говорит Оксана Николаевна.
По словам предпринимательницы, нехватка водителей касается не только частных маршрутов, но и автобусов муниципального предприятия ЯПАК. Во многом это «заслуга» пандемии. В марте один из сотрудников предпринимательницы уехал в отпуск на родину, но границы закрылись, и он не может вернуться. А нанять другого водителя проблематично – другие не приезжают, а местные жители не идут работать в отрасль.
«У меня 5 автобусов, 2 их них взяты в лизинг, каждый месяц я плачу за них приличную сумму. Благо в пандемию лизинговая компания пошла мне навстречу, оплату приостановили до конца ограничительных мероприятий по коронавирусу. Но платить не с чего – пассажиропоток упал, люди сидят дома. На сегодняшний день у меня на линии четыре автобуса, один стоит», - рассказывает женщина.
«Водители не супер-люди»
Такая ситуация с персоналом сложилась не только на маршруте №35, но и на многих других.
«До пандемии все мы работали на «ура», у всех были водители. Но с приходом ковида нас перевели на другой график движения, удлинили интервалы до часа вместо привычных 7-8 минут. Поэтому не все автобусы выходили на линию: из 22 автобусов работали только 10, остальные просто простаивали. Водители этих автобусов поменяли работу, ушли туда, где есть возможность заработать – у всех семьи, всем нужны деньги. Водители не супер-люди, они тоже болеют, попадают в трудные ситуации. Например, у одного из наших жена медик и имеет прямое отношение к борьбе с ковидом. Семья многодетная, поэтому мужчине пришлось оставить работу и сидеть дома с детьми», - делится Оксана.
Перевозчикам важна обратная связь. Оптимальным решением они считают прямое общение с главой города Сарданой Авксентьевой. Лучше, если информацию о положении дел мэр получит из первых рук.
«Мы хотим, чтобы мэрия понимала и нас тоже. Так получилось, что за все время работы нового главы города ни разу не было общих собраний. Мы можем ответить на все вопросы: как, почему, отчего не получается? Чтобы не было сломанного телефона – иногда бывает ощущение, что информация доходит неправильно. Нас, предпринимателей, тоже надо выслушать», - говорит предпринимательница.
По мнению Сарданы Авксентьевой, проблему с частными перевозчиками поможет решить возрождение муниципального общественного транспорта. Для этого в 2022 году планируется начать приобретение новых автобусов для МУП «ЯПАК».
КСТАТИ
В Якутске ежедневно проверяют городские автобусы на соблюдение профилактических мер против распространения коронавирусной инфекции.
С 7 октября проверен 161 городской автобус, 64 из них были сняты с линии за антисанитарию. После устранения всех замечаний автобусы возвращены на маршруты.
Обслуживание граждан без масок строго запрещено. Автобусы должны дезинфицировать после каждого рейса. Если вы стали свидетелями нарушения масочного режима в общественном транспорте, сообщите об этом по телефону единой приемной окружной администрации: (4112) 31-90-90.