В конце сентября стало известно о том, что правительство России выделило дополнительные средства на развитие санавиации в Якутии. Сегодня медицина катастроф спасает жизни, отправляясь в отдалённые районы. На заседании Ил Тумэна обсуждали, как помочь мобильным докторам, — подробности читайте в материале yakutia.aif.ru.
Летим на помощь
Экстренная медицина летает на вызовы каждую неделю. Но ЧП с падением с обрыва «КамАЗа» на руднике под Нерюнгри запомнилось докторам отдельно.
«В июле 2025 года в Нерюнгринском районе произошла крупная чрезвычайная ситуация: при падении с обрыва „КамАЗа“-вахтовки с высоты около 30 метров погибли 14 человек, ещё 7 получили серьёзные травмы. Медицинская бригада из 7 специалистов оперативно вылетела на место происшествия и эвакуировала пострадавших в Республиканскую больницу № 2 — Центр экстренной медицинской помощи города Якутска», — рассказывают в Минздраве.
Это спасло вахтовикам жизни — уже через несколько часов после аварии они были на операционных столах. Безусловно, такая помощь людям обходится дорого.
«В адрес Госсобрания Якутии поступило много писем с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса. В связи с тем, что финансирование ограничено, могут быть приостановлены санитарные рейсы, которые выполняются по всей республике», — отметил председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров.
Как отметила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольга Рафаилова, в республике для поддержки авиасообщения действуют две программы субсидирования перелётов. На 2025 год на эти нужды было заложено 276,6 миллиона рублей. Эта сумма в четыре раза меньше, чем та, что была выделена в предыдущем году. При этом за 2024 год осталась невыплаченной задолженность перед авиакомпанией «Полярные авиалинии», которая составляет 193,7 миллиона рублей.
Из-за резкого увеличения просроченных долгов перед авиакомпанией, а также из-за нехватки денег для полной предоплаты авиатоплива в аэропортах и покрытия других аэропортовых сборов эта компания с 1 сентября прекратила вылеты на оказание медицинской помощи на самолётах Ан-24 и Ан-26 по всей территории Якутии. Также было отмечено, что есть официальное уведомление о прекращении полётов на вертолётах Ми-8Т начиная с 15 октября 2025 года.
Деньги для «неотложки»
Значит ли это, что помощь больным будет приостановлена? Нет. Известно, что Якутия получит дополнительные деньги на поддержание работы санитарной авиации. Правительство России выделило 122 миллиона рублей на развитие службы экстренной медицинской помощи. Соответствующий документ подписал председатель правительства Михаил Мишустин.
«Для нашей республики это больше, чем просто поддержка отрасли, — отметил, комментируя это решение, глава республики Айсен Николаев. — Санавиация — это возможность вовремя доставить пациента из самых отдалённых районов в крупные клиники, где можно спасти жизнь и вернуть здоровье. В условиях огромных расстояний и сурового климата это особенно важно».
Айсен Николаев рассказал, что за последние годы санитарная авиация республики значительно расширила свои возможности.
«Это произошло благодаря увеличению финансирования из федерального бюджета, которое на сегодняшний день составляет более 739 миллионов рублей. Это не просто числа, а спасённые жизни людей», — отметил глава республики.
Медицинская статистика это полностью подтверждает.
«Только за первые семь месяцев 2025 года было выполнено 1 259 санитарных рейсов, в ходе которых перевезли 1 825 человек в тяжёлом состоянии, — сообщил главврач Республиканского центра медицины катастроф Владимир Сотников. — В 834 случаях пациентов доставляли из районов в больницы Якутска. Чаще всего помощь требовалась из-за проблем с системой кровообращения — таких случаев было 781. Ещё 358 человек были эвакуированы с последствиями тяжёлых травм, ожогов или обморожений».
Доктор отметил, что за первое полугодие этого года число таких вылетов было выше, чем в прошлом году.
Перевозкой пациентов занимается Республиканский центр медицины катастроф. Его 5 санитарных самолётов и 17 вертолётов размещаются в Якутске и семи районных филиалах — в Среднеколымске, Батагае, Нюрбе, Мирном, Тикси, Нерюнгри и Ленске. Воздушные суда оснащены специальными медицинскими модулями, что позволяет оказывать срочную помощь во время транспортировки.
Но и помощь гражданской полярной авиации, вероятно, лишней не будет. Насколько и в каких масштабах она необходима, депутаты обсудят с правительством региона. Полученные от правительства России средства планируется использовать для софинансирования вылетов санитарной авиации.