Окский заповедник находится в тысячах километров от Якутии — в Рязанской области. Однако именно там в середине 1970-х годов организовали питомник редких видов журавлей, который занимается воспроизводством в том числе якутских стерхов. Почему специалисты заповедника снова вернулись в республику за яйцами редких птиц и как себя чувствуют молодые журавлики в питомнике, читайте в материале yakutia.aif.ru.
Из индигирской тундры
Известный российский орнитолог Владимир Флинт навсегда запомнил стершат Тикси и Джорджа, с которых началась история питомника редких видов журавлей в 1976 году. Тогда учёные специально отправились в Якутию, чтобы собрать яйца стерхов и попробовать вывести птенцов в условиях заповедника.
В индигирской тундре им удалось найти четыре яйца, однако сразу было понятно, что перелёт в Москву будет неспокойным: из одного яйца торчал клювик птенца, из другого раздавался настойчивый писк. Орнитологи каждые четверть часа проверяли термостат, который по очереди держали на коленях, и при снижении для посадки в аэропорту Тикси на свет появился первый стершонок. Так его и назвали — в честь порта. Специальной лампы для обогрева птенцов у учёных не было, ведь они рассчитывали везти просто яйца. Вышли из положения при помощи грелки и сухой тряпочки.
В Москве учёные решили отправить «спокойные» яйца в заповедник, а Тикси и «пищащее» яйцо оставить под наблюдением в квартире Флинта — пока второй птенец не вылупится. Он никак не хотел покидать скорлупу, и поэтому ему пришлось помочь, отломав верхушку яйца пинцетом. Владимир и его коллеги трое суток боролись за жизнь стершонка: он был слабеньким и тяжело дышал. Пенициллин сотворил чудо — птенец выкарабкался. Его назвали Джорджем в честь основателя Международного фонда охраны журавлей. Немного позже Тикси и Джорджа перевезли в Окский заповедник, где из якутских яиц потом вылупились их собратья. Эти птицы и стали родоначальниками популяции питомника.
«Журавли — птицы долгоживущие, у нас есть сорокалетние стерхи, — говорит заведующий питомником редких видов журавлей, кандидат биологических наук Кирилл Постельных. — Размножающаяся группировка стерхов стареет, темп воспроизводства молодых птиц снижается. Нам нужно было омолодить поголовье, и в июне 2025 года мы решились на новую экспедицию в Якутию».
Учёные отправились на территорию национального парка «Кыталык». Гнёзда искали с воздуха — на вертолёте Ми-8. Пришлось столкнуться с неожиданными сложностями: в этом году стерхи выбрали для выведения потомства нетипичные места.
«Обычно они строят гнёзда среди воды, но из-за наличия снега на привычных местах журавли вынуждены были переместиться на более сухое пространство. А там их гораздо труднее заметить с вертолёта», — поясняет Кирилл Постельных.
Специалистам питомника помогли якутские коллеги. Научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны Сергей Слепцов поделился личными наблюдениями о расположении нескольких гнездовых участков стерха — и старания учёных были вознаграждены.
Орнитологи нашли в тундре шесть гнёзд, в каждом из которых было по два яйца. Забирали только по одному — чтобы дикая популяция стерха потерпела наименьший ущерб. Дело в том, что как правило, из двух птенцов краснокнижных журавлей в естественной среде выживает только один — подрастая, они конкурируют между собой за выживание.
В персональные апартаменты
Яйца стерхов благополучно перенесли долгий перелёт и заняли своё законное место в стационарном инкубаторе. В положенный срок скорлупа треснула, и на свет появились стершата. Им дали имена в честь якутских рек — Анюй, Моркока, Олёкма, Дулгулах и Тимптон.
Из инкубатора малыши переехали в специально оборудованный птенцовый комплекс.
«Это самые настоящие персональные апартаменты, — рассказывает сотрудник питомника Екатерина Руяткина. — У каждого птенца отдельная „комната“ со всеми удобствами: обогрев инфракрасной лампой, свежее „постельное бельё“ (пелёнки), вода, шестиразовое питание и уличный выгул с видом на сосновый бор. Малыши обживают манежи с макетами птиц-мам и находятся на ручном выкармливании».
Юные стерхи просыпаются рано: первый «завтрак» им подают в шесть утра. Накормить малышей непросто. Облачённые в специальные белые одежды (ведь птицы-родители в дикой природе нос aae ят светлое оперение!) сотрудники и волонтёры питомника терпеливо предлагают птенцам кусочки корма, покачивая ими перед клювом. В меню — рыба, варёные яйца и творожные ша 6bc рики. При этом находиться нужно на уровне 10-сантиметрового подопечного, то есть стоять на корточках, коленях или еще ниже. Режим дня, кроме кормлений, включает солнечные ванны и непродолжительные прогулки, в зависимости от возраста и врождённого темперамента птенца. После ужина, около десяти часов вечера стершата засыпают.
«Два птенца, вылупившиеся первыми, уже обходятся без детских манежей. Они свободно перемещаются по своей комнате и выгулу, осваивают территорию и задиристо треплют своих искусственных мам», — говорят в питомнике. Например, Олёкма уже вовсю прогуливается самостоятельно.
Стершата взрослеют быстро — скоро питомник наполнится нежным курлыканьем уже подросших птиц. А дальше их будут ждать на Ямале в Куноватском заказнике — именно туда традиционно отвозят выращенных в Окском заповеднике стерхов. По данным правительства ЯНАО, за последние пять лет западносибирскую популяцию таким образом пополнили 23 краснокнижных журавля. В этом году учёные собираются подсчитать, сколько стерхов сейчас живёт на Ямале.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Стерхи гнездятся только на территории России – западная популяция в низовьях Оби, восточная – между Яной и Колымой. На зимовку они летают в Иран и Китай соответственно. Осенью 2024 года в Якутии зафиксировано рекордное количество стерхов — 6728 особей, в то время как в начале 2000-х насчитывалось всего около двух тысяч.