Олени, алмазы и холод - вот с чем россияне обычно ассоциируют Якутию. Между тем якуты издревле были коневодами, а республика занимает первое место в России по поголовью табунных лошадей.
Ровесники мамонтов
Отдельной породой якутская аборигенная лошадь стала относительно недавно - в 1987 году. Впоследствии ученым и коневодам выделили подтипы: мегежекский, приленский, колымский и янский.
Как и все представители аборигенных пород, якутские лошади низкорослые, ноги, шея и голова короткие. В конюшнях этих животных не держат - они предпочитают свободный выгул. Для породы важно чувство стадности, нахождение в табуне рядом друг с другом. Они привыкли сами о себе заботиться: отрастили 15-сантиметровую шерсть и густой подшерсток, чтобы выдерживать до 70-градусные морозы, и крепкие копыта, чтобы добывать корм из-под снега. А последние находки археологов подтвердили - их внешность почти не изменилась со времен мамонтов.
В 2018 году на территории Батагайского термокарстового котлована обнаружили полностью сохранившуюся тушу жеребенка ископаемой лошади. «Она была найдена в вытаявших средних слоях северного борта котловины, что соответствует геологическому возрасту в 30-40 тысяч лет, – говорит директор НИИ прикладной экологии Севера СВФУ Григорий Саввинов. - У жеребенка полностью сохранилась шерсть темно-коричневого цвета, грива, хвост и внутренние органы. Возраст примерно 2-3 месяца. Это первая в мире находка ископаемой лошади подобной сохранности и такого юного возраста».
Олени не лучше
В июле 2022 года завершился проект «От Полюса холода до Белокаменной». Потомственный коневод Дугуйдан Винокуров преодолел 11 тысяч километров из родного Оймякона до Москвы на двух якутских лошадях. Хотел, чтобы об уникальных физиологических возможностях этой породы узнала вся страна.
«Якуты - не оленеводы вообще. Этим занимаются коренные малочисленные народы: эвенки, юкагиры, долганы. А якуты изревле были коневодами - в республике разводят 14% от общего поголовья лошадей в РФ. Для экспедиции по совету отца я выбрал двух жеребцов-погодок — Хастаха и Хонора, им 10 и 11 лет. Это оптимальный возраст: якутская аборигенная порода — долгожители. Каждый день мы отправлялись в дорогу в 8 утра, и к вечеру проходили от 30 до 70 километров. За время путешествия бывало всякое: дождь, ветер, пурга, жара, стужа - они всё выдержали. Мы ни разу не прерывали движение из-за погоды», - рассказывает Дугуйдан Винокуров.
По данным минсельхоза Якутии, на 1 июня 2022 года поголовье лошадей в хозяйствах республики превысило 220 тысяч голов. Но одомашнить их непросто: из-за свободолюбивого нрава они плохо поддаются дрессировке. Жеребцов приходится кастрировать, иначе их невозможно обучить чему-то. К каждой лошади приходится искать свой подход.
Вместо Турции - в Якутию
На старте экспедиции, еще в Якутии, лошади прошли первую проверку на прочность. Отрезок пути на территории Ленского и Олёкминского районов проходил по сосновому бору с песчаной почвой. Члены экспедиции преодолели его за три дня, и всё это время лошадки обходились без еды и воды. Выводы сделали все: вскоре после этого проекту выделили машину сопровождения, на которой перевозили провиант для животных.
После окончания похода Дугуйдан загорелся идеей открыть в столице республики музей якутского коня, а в родном Оймяконье - конную турбазу.
«Сейчас внутренний туризм набирает обороты. Я проехал через 17 регионов страны, и везде люди хотят не на море, в Турцию - им интересно что-то необычное, экстремальное. Если всё правильно сделать, в республики появится новое направление - конный туризм - и новая статья доходов. Также это позволит сохранить нашу уникальную культуру и обеспечить молодых людей рабочими местами - сейчас многие из них покидают сёла и перебираются в города», - сетует коневод.
Идею Дугуйдана Винокурова поддержал глава минвостокразвития РФ Алексей Чекунков. В 2023 году он посетит Ысыах Олонхо, который пройдет в Оймяконе.