Лодка-самолет. Энтузиасты из Якутии создали уникальную аэролодку

Изобретатели хотят сделать аэролодки доступными всем жителям республики. © / Нинель Гусева / АиФ

В якутских селах каждый второй – рыбак или охотник, а собственная лодка – необходимость. Но все они привозные, популярные модели делают в Красноярске и Нижнем Новгороде. Собственного производства лодок в одном из самых «речных» и «озерных» регионов России нет.

   
   

По болотам, торосам, шуге

Где, если не в Якутии- решили житель Ленска Юрий Ильин и его напарник, инженер-электронщик Роман Рыжков. Они замахнулись на супер-лодку: легкую, маневренную, вездеходную, экономичную, простую в эксплуатации и при этом недорогую. Чтобы найти единомышленников и довести идею из головы до ума, понадобилось 1,5 года.

Прототип аэролодки-вездехода собрали в Санкт-Петербурге и впервые спустили на воду в Финском заливе. Испытания прошли успешно, несмотря на трехбалльный шторм. Электронику двигателя и автоматизацию всех процессов прописал Роман. Параллельно занимались документами – оформили патент на программное обеспечение и прошли сертификацию. Свою «ласточку» ребята окрестили «Индигиркой 500» - в честь великой северной реки и веса лодки в килограммах.

"Индигирку 500" назвали так в честь великой реки и веса лодки в килограммах. Фото: АиФ/ Нинель Гусева

В 2019 году энтузиасты стали резидентами Технопарка «Якутия». Первые серийные экземпляры аэролодок должны были собирать в Якутске, но помешал коронавирус. Пришлось вернуться в Ленск и взять всё в свои руки.

«Заказали комплектующие, которые по нашим чертежам вырезали на станках ЧПУ в Санкт-Петербурге. Собрали за 2 месяца. Наши лодки – это не кустарщина: все детали и комплектующие взаимозаменяемые, серийного производства. Двигатель стоит ВАЗовский, цельный, полуторалитровый, запчасти на него можно купить в любом магазине. При этом у «Индигирки 500» нет аналогов в России. На ней можно пройти не только реку, но и болота, торосы, шугу. Небольшая глубина, камыши, кочки, торчащие из воды коряги – не помеха. Сложнее всего с песком, так как он прилипает к днищу. Но если разогнаться, преодолеет даже небольшую песчаную косу», - говорит Юрий.

Аэролодка проедет там, где не сможет лодка с винтовым мотором.  Фото: АиФ/ Нинель Гусева

Экспериментальные образцы двухместные, грузоподъемность – 400 кг. При выходе на серийное производство количество посадочных мест можно удвоить, а у модели подороже будет задний ход.

Что общего у лодки и самолета?

Создатели «Индигирки-500» называют ее лодкой-самолётом. Их и правда многое роднит. У большинства лодок рулевые тросы, а здесь тяги, как на воздушном судне – попадание воды не страшно. Установлены авиационные автоматы защиты, приборная панель с рычажками, да и штурвал не круглый, как у большинства лодок, а как руль высоты у самолета. Кстати, за счёт он очень чувствительный: на тихом ходу лодка реагирует на любое прикосновение.

   
   

А еще она весит всего полтонны, может развивать скорость до 90 км/час по воде и расходует 310 грамм бензина на километр. Для проверки последнего факта Юрий и Роман провели тест-драйв в реальных условиях.

Приборная панель аэролодки очень напоминает аналогичную в самолете. Фото: АиФ/ Нинель Гусева

«Частенько производители лодок лукавят, говоря о расходе топлива, - рассказывают изобретатели. – Поэтому мы и отправились из Ленска в Якутск на наших «Индигирках» - хотели проверить их в деле. Расстояние в 983 км преодолели за 21 час, израсходовали 317 литров АИ-92. За счет небольшого веса ее может спустить на воду один человек. Удобно, что можно выезжать на берег – «болотники» не нужны. На дне – чешуя из сверхвысокомолекулярного пластика РЕ-1000. Он выдерживает экстремальные нагрузки: прочный, износостойкий, коэффициент трения при скольжении минимален, не трескается при изгибе и не становится хрупким на морозе. Зимой «Индигирка 500» проедет там, где не сможет снегоход или судно на воздушной подушке: по торосам, льду и снегу при температуре до минус 35 градусов и может развивать скорость до 150 км/час. В общем, то, что нужно для Севера, особенно в межсезонье». 

Сделано в Ленске

27 августа в Технопарке «Якутия» «Индигирку 500» презентовали двум республиканским министерствам – инноваций и предпринимательства.  

Участники презентации засыпали изобретателей вопросами. Фото: АиФНинель Гусева

«У нас в республике производство не очень развито, а тут вообще уникальный случай. «Индигирка 500» – собственная разработка от начала до конца. Они с нуля подготовили проектную документацию, собрали опытный образец, получили необходимые сертификаты и прошли весь цикл как производственное предприятие. Со своей стороны, администрация Технопарка готова предоставить им оборудование и помещение для начала серийного производства. А наш Центр инжиниринга может помочь с сокращением затрат на проектирование, брендирование и сертификацию продукции, что немаловажно для малых предприятий. Мы очень хотим, чтобы этот проект воплотился в жизнь и принес пользу жителям Якутии», - отметил первый заместитель директора технопарка «Якутия» Ефим Кузьмин.

Аэролодки конструкторы собирали на собственные деньги, каждая обошлась примерно в 1,4 млн рублей. Среди ленчан в успех затеи мало кто верил. Но после того, как лодку спустили на воду, был аншлаг – чтобы покатать на ней всех желающих, ушла неделя. Зато теперь на шильдике судна красуется надпись: «Произведено в Ленске».

По воде лодка может развивать скорость до 90 км/час. Фото: АиФ/ Нинель Гусева
Изобретатели хотят наладить в Якутии массовое производство и сделать аэролодки доступными жителям республики. Чтобы в будущем такая была в каждой семье – тогда, глядишь, и с транспортной доступностью проблем не будет.
 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

«Мы видим большой потенциал для реализации этого проекта, - сообщили в Министерстве предпринимательства Якутии. - Активно будем отрабатывать с местными туроператорами, которые могли бы задействовать эти лодки в туристических маршрутах по Якутии.

Кроме того, у нас предусмотрены механизмы субсидирования предпринимателей, занятых производством, и авторы «Индигирки 500» могут на них претендовать».