Ни гвоздя, ни жезла. О буднях курсантов одной из автошкол Якутска

Надежда Андреева / Из личного архива

Крутить баранку не так легко, как кажется. «АиФ на Севере» выяснил, как сейчас учатся курсанты автошкол и есть ли будущее у профессии водителя.

   
   

На автодроме и в городе все равны

Директор одной из автошкол Якутска Надежда Андреева много лет работает с будущими водителями. В среднем в каждой группе 20 человек, около 55% из них – женщины.

«По своему опыту могу сказать, что, вопреки устоявшимся стереотипам, автоледи более внимательные, обязательные и ответственные, - говорит Надежда. - Именно женщины чаще всего сдают с первого раза теоретическую часть экзамена в ГИБДД. На автодроме и по городу все равны: по статистике, в первый раз «заваливают» половина курсантов – и мужчин, и женщин».

На обучение в среднем уходит 2,5 месяца. Курсанты слушают лекции по правилам дорожного движения и оказанию первой помощи. Это позволяет будущим водителям правильно реагировать в непредвиденных ситуациях на дороге и в жизни.

Многие начинающие водители больше всего боятся агрессии на дорогах – об этом часто рассказывают и пишут в СМИ.

«Культура вождения — это отношения между людьми на дороге, взаимовыручка и уважение всех участников движения. Это должно быть взаимно. В последнее время в Якутске все чаще встречаются грамотные и культурные водители, которые знают ПДД», - говорит Надежда.

Желающих меньше не стало

Доступность водительского удостоверения, когда практически каждый может сесть за руль, не уничтожила профессию. Ведь водитель — это квалифицированный рабочий, который может управлять разными видами транспорта, перевозить людей и грузы. Это очень востребованная профессия, но и очень ответственная – также, как и у инструктора по вождению.

   
   
Для получения удостоверения курсантам предстоит сдать внутренний экзамен по теории, теорию в ГАИ, площадку и город. Фото: АиФ/ Ольга Донская

«Курсанты бывают разные. Однажды мы столкнулись с девушкой, которая никак не могла сдать «теорию», но при этом, как мы неожиданно узнали, вовсю ездила за рулем по городу. А когда всё открылось, предложила мне выдать ей удостоверение задним числом. Многие почему-то не воспринимают экзамены в ГАИ всерьёз – но это ведь подразделение МВД, куда уж серьёзнее! Провалил – не надо нюни распускать: иди и выучи. Но есть и другие примеры. Недавно в новую группу пришла девушка, которая сразу же попросилась на внутренний экзамен по теории – и сдала с первого раза, чем здорово удивила всех нас. Оказалось, что она долго готовилась дома и решила проверить свои силы. На курсах девушка не пропустила ни одного занятия по теории и в итоге блестяще сдала все экзамены».

В пандемию желающих получить права меньше не стало. Учиться приходят целыми семьями: братья и сестры, жены с мужьями или детьми. Причем не только молодежь и взрослые, но и люди предпенсионного возраста. Иногда приходят и люди старше 60-ти лет, но редко, – большинству здоровье не позволяет.

Одно из противопоказаний к вождению авто – дальтонизм. Эта патология влияет не только на распознавание цветов, но и в той или иной степени сказывается на реакции в различных дорожных ситуациях. В России людям с подобными нарушениями получить водительское удостоверение не удастся.

Большинство курсантов приходят, что получить права категории «В». Второй по популярности вид транспорта – мотоциклы.

«Механика» по-прежнему в моде

Современный автопром выпускает все больше машин с автоматической коробкой передач. «Механика» чаще встречается в отечественных автомобилях и бюджетных вариантах европейских и японских авто. Поэтому сейчас многие предпочитают коробку-автомат, чтобы облегчить себе жизнь. Но, как оказалось, далеко не все.

«Механика по-прежнему в моде. У нас в каждой группе примерно 40% курсантов учатся управлять автомобилем с механической коробкой передач. Между прочим, среди них немало девушек, что еще раз развеивает стереотипы об автоледи», - говорит Надежда.

Но не все готовы снова сесть за парту на 3 месяца, а потом еще и сдавать экзамены в три этапа, чтобы получить водительское удостоверение. Некоторые предпочитают легкий путь – купить права за определенную сумму. В сентябре двое заключенных одной из колоний Якутска, обещая «права без головной боли», выманили у нескольких жителей республики 700 тысяч рублей.

«К сожалению, такие люди всегда были, есть и будут. И те, кто не хочет учиться, а сразу сесть за баранку, и те, которые готовы продать эту возможность. Всё это очень печально, потому что люди не понимают: вождение – это прежде всего ответственность за себя и других участников движения», - говорит инструктор автошколы Руслан.

В ТЕМУ

Непридуманная история от инструктора по вождению

Анатолий работает в одной из городских автошкол более 10 лет. Учит тех, кто выбирает «классику» – механическую коробку передач.

«Была у меня одна студентка, с виду обычная девушка. Катались с ней на автодроме, по городу – тормоз с газом не путала, мои наставления слушала, всё было нормально. Однажды отрабатывали с ней повороты и парковку где-то на окраине Якутска. Там много складов, территория заасфальтирована, есть где развернуться, и народу мало – то, что надо.

Под конец занятия она остановилась прямо напротив глухой бетонной стены одного из складов. И негромко так говорит: «Всегда было интересно, каково это – врезаться во что-то на полном ходу. Наверное, почувствовать ничего не успеешь». А потом выжала педаль газа в пол.

Среагировал я быстро, но даже несмотря на это, машина остановилась буквально в нескольких метрах от стены. И это был первый раз в жизни, когда я ударил женщину».

КСТАТИ

В США большинство школьников выходят во взрослую жизнь с водительскими правами. Но мало кто знает, что раньше такое практиковалось и в нашей республике.

Вспоминает житель Якутска Василий Тимофеев: «В 1995 году я окончил городскую школу №26. В начале учебного года нашему выпускному потоку и тем, кто учился на год младше, предложили ходить на курсы вождения. Так как желающих было много, а количество мест ограничено, при выборе курсантов учитывались дисциплина и посещаемость.

Курсы были платными, вели инструкторы ДОСААФ. Можно было получить сразу две категории: «В» и «С». Но большинство ребят интересовали только легковые. Занятия проходили один раз в неделю – в этот день на уроки в школу мы вообще не ходили. Те, кто в конце года сдал экзамены, получили права. Правда, воспользоваться ими смогли только через год, когда нам исполнилось 18 лет. Несколько человек «завалили» и долго ходили на пересдачи, а один из однокашников до сих пор без прав – плюнул на это дело после нескольких неудачных попыток. Кстати, в городе курсы вождения вели не только у нас – помнится, в 17-й школе тоже такое было».

По мнению Надежды Андреевой, возможность получить водительское удостоверение категории «В» еще в школе – отличная идея. Если возродить эту инициативу сегодня и закрепить по автошколе за каждым районом города, это было бы очень удобно для молодежи.