Уроженец Якутска Алексей Федосеев впервые показал свои работы за пределами родного города: его персональную выставку «Ай-Тыын», что значит «жизненная энергия» или «дух», приняла одна из картинных галерей Иркутска. На открытии выставки побывал корреспондент yakutia.aif.ru.
Легенды оживают
Атмосфера зала, в котором проходит выставка, погружает зрителя в тонкий мир легенд. Музыкальные мотивы создают медитативный фон, освещение подчёркивает интересные элементы.
«Когда Алексей прислал фотографии своих произведений, меня поразило его тонкое отношение к якутским мифам, верованиям, к различным существам – персонажам древних сказок. В его работах оживают легенды и мифы, которые оказываются созвучны не только жителям Якутии», – говорит куратор галереи Алина Свердлова-Александрова.
Алексей – скульптор малой пластики. Он работает с разными материалами – деревом, бронзой, сочетая различные приёмы создания скульптур. Работы мастера отражают его личный взгляд на древние сказания. Он проводит мост между культурным наследием и современным миром, исследует вечную связь человека и мира вокруг него. Трепетное отношение скульптора к его произведениям очень чувствуется – детали, которые можно заметить только при близком рассмотрении, заставляют посетителей замирать рядом с работами.
Бык, осётр, кони
Главные образы, с которыми работает скульптор, – значимые для Якутии животные и духи стихий.
«С детства мне интересны легенды, истории. Когда я слушал их, много фантазировал, – рассказывает Алексей Федосеев. – На этой выставке есть работа, которая «родом из детства», – она посвящена Быку Холода. Морозы в Якутии доходят до минус 60 градусов, поэтому есть такое священное животное. Он выходит зимой из Северного Ледовитого океана, большой, белый, с голубыми пятнами и прозрачными рогами. Всё вокруг превращается в лёд, он усыпляет природу. Пик ярости – январь и декабрь. В феврале у свирепого быка отпадает первый рог, и сильные морозы начинают ослабевать. Потом отламывается второй рог, а после него – голова. И тогда бык уходит обратно в океан, и наступает весна».
Эта скульптура привлекает внимание тем, что один из рогов «выныривает» из земли. Сам он упирается в неё, показывая свой буйный нрав.
Впечатляет и скульптура «Ат», изображающая большого сильного коня с длинной шеей и вытянутым телом. На спине у изваяния – рога, похожие на оленьи. Впрочем, издали они также напоминают крылья.
«Выносливые якутские кони – священные животные. Они выдерживают страшные морозы, жару, возят на себе хозяйский большой груз и обходят огромные просторы. Разные трудности преодолевают люди вместе с ним, потому что этот верный друг остаётся рядом с человеком всю свою жизнь», – поясняет Алексей.
Одна из самых больших скульптур мастера – «Древний». Это почти двухметровый осётр, который совершенно не выглядит громоздким. Напротив, изваяние рыбы выглядит изящным – большие ажурные плавники, симметричные узоры, похожие на чешую из кружева. Стоит осётр на трёх тонких балках, из-за чего кажется, что скульптура вот-вот поплывёт по воздуху. Согласно эпосу, эта якутская рыба – застёжка мира. С её помощью передают уважение силам воды.
«Для народа саха он связь между миром древним и современным. Это неспроста: ведь этот вид существовал, когда по земле ещё ходили динозавры», – говорит скульптор.
Духи горы и озера
Горы и озёра – очень важные места в жизни якутов. Неудивительно, что скульптор постарался изобразить их духов-покровителей.
«Хайа иччитэ появляется под вечер с теневой стороны горы и наблюдает за всем, что происходит. Иногда он смеётся – его смех разносится по округе эхом. Он заботится обо всех, хранит равновесие, созидает гармонию и покой. Говорят, что он очень мудр и управляет силами природы», – представляет Алексей свою работу. Голова скульптуры духа похожа на баранью, с большими закрученными рогами. Стоит он на двух больших камнях, а у его ног – маленькая милая птичка.
А дух озера Куэх Боллох поддерживает рыбаков, которые ему молятся в самые ненастные дни. Рыбачат в Якутии круглый год, несмотря на то что толщина льда может достигать до двух метров, поэтому людям без такого помощника не обойтись.
«Он хранитель воды и рыбы и следит за порядком в воде. Делает он это так: семь дней держит рыбу в руках, а потом отпускает обратно», – поясняет скульптор. Федосеев увидел «озёрного духа» в облике старца, внимательно смотрящего вдаль. У него есть что-то похожее на рога, на которых висят сети с рыбой.
Жители и гости Иркутска могут познакомиться с созданными молодым якутским скульптором образами до 12 октября, говорят организаторы выставки.