В августе отличился один из известных обувных магазинов Якутска. Горожан возмутили ролики, где женщина «рожает» сапог, а пара покупает ботинки на фоне газовой атаки.
Это далеко не первый шедевр рекламы, который наделал шуму в республике. Вспоминаем, какие еще креативные идеи маркетологов вызывали бурное обсуждение (и осуждение) якутян.
Обувной магазин. «Немного позитива в маленьком городе»
В рекламе обувного магазина по сюжету пара приходит за обувью. Беременной женщине не особо нравится ассортимент, она отмахивается от туфель и кроссовок, а потом у нее внезапно начинаются схватки, и она с помощью сотрудников магазина и других покупателей рожает… сапог. После этого все присутствующие в магазине танцуют под Татьяну Буланову.
«Будем ждать, когда сапог подрастёт и найдёт себе пару», - шутят в интернете.
Во втором ролике показывают людей в противогазах, которые ходят по улицам Якутска в дымке. Вероятнее всего, видео было снято во время смога, который опустился на город из-за лесных пожаров. Девушка и парень (они оба в противогазах) встречаются в магазине и покупают пару обуви, потому что «скидки», и снова отправляются на окутанные дымкой улицы.
Креатив разделил якутян в соцсетях на два лагеря. Одни называют ролик про сапог ужасным и рекомендуют «уволить сммщика», другие отмечают «новизну» подхода или лаконично хвалят: «Бомба».
Правда, первых всё же больше.
«Нам даже приятно, потому что, когда комментируют – это же время своё тратят, - рассказал представитель магазина и автор «короткометражек» Андрей Семёнов изданию «Подъём». - А прямо оскорбительных и переходов на личности не было. Наша фишка – что это не один человек придумывает. Это мы с друзьями. Иногда мы не просто сидим и думаем, а реализуем. Есть же слоган Just do it – вот просто делаем.
Я смотрю рекламу, но она стала какой-то банальной, хотел преподнести что-то более детское, наивное, где только радость, счастье, позитив, улыбка. Актёры – мои друзья и некоторые сотрудники магазина. Мы просто хотели немного позитива в маленьком городе. Очень быстро делаем, в течение часа. Это хобби, а хобби – это частичка души, это не отнимает у нас много энергии и времени».
Перфоратор. «Уберите этот позор»
Креатив якутских рекламщиков общественность встречает в штыки далеко не впервые.
В середине июня нынешнего года на фасаде одного из домов на ул.Лермонтова в Якутске появилась весьма неоднозначная реклама комиссионного магазина. На баннере красовались изображения женщины в провокационной позе, перфоратора и надпись «Нормально долбит».
Это вызвало бурное обсуждение в сети: «Фу», «Уберите этот позор», «какой кринж», «бары иирбиттэр» (все с ума сошли), «что за дешевая подача и ни разу не привлекательный макет». Горожан возмутил и тот факт, что реклама красовалась на фасаде признанного аварийным дома.
Директор торговой точки никакой пошлости в этом не увидел, но пообещал демонтировать билборд, «если к нам возникнут вопросы со стороны УФАС, если мы в чем-то нарушили законодательство».
Скандальный баннер провисел чуть больше недели и был демонтирован. Как сообщили в пресс-службе ФАС Якутии, ведомство проводит проверку по поводу неоднозначной рекламы. Если антимонопольщики установят нарушения ФЗ «О рекламе», магазин могут оштрафовать на сумму от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Магазин гаджетов. «Ценам песец»
Но дальше всех на ниве рекламных креативов «ниже пояса» зашёл один из местных магазинов сотовых телефонов. Придуманного ими рекламного персонажа – песца – многие якутяне помнят до сих пор.
Впервые торговая точка привлекла к себе внимание УФАС летом 2009 года. В центре города появился баннер следующего содержания: «К нашим ценам вернулся полный песец! Песец толще, цены - тоньше!». В рекламе использовался образ пузатого животного с надписью «цензура» в нижней части тела. Так как администрация магазина ничего предосудительного в тексте не видела, его отправили на лингвистическую экспертизу. Специалисты Института гуманитарных исследований СО РАН заключили, что здесь в рекламе в завуалированной форме используется нецензурное слово из ненормативной лексики, которое является непристойным и воспринимается как оскорбительное.
Тогда нарушителей общественного спокойствия оштрафовали на 40 тысяч рублей, но креатив это не остановило. Несколько лет спустя магазин выдал новый шедевр с женской «пятой точкой» в малюсеньких стрингах. Арбитражный суд Якутии признал рекламу «непристойной и оскорбительной» и наложил штраф на компанию в размере 100 тысяч рублей. В ответ магазин заменил ту самую часть тела… персиком.
Впоследствии эта же торговая точка ещё не раз «радовала» горожан подобными скандальными креативами с участием девушек, песцов и телефонов. Баннеры демонтировали, суды длились годами, нарушителей штрафовали, а однажды даже влепили обвинение в распространении порнографии. Однако магазин, открытый в 2008 году, продолжает успешно работать в центре Якутска и по сей день.
По словам бизнесменов, вопросов к эффективности рекламы на грани фола нет: нашумевшие перфораторы раскупили в тот же день, а в обувной стали чаще заходить покупатели.