Их зовут «Наташами». Что за необычные гаражи используют в Якутии в -50?

На улицах Якутска зимой множество машин в «Наташах». © / ЯСИА

Этой зимой в Якутии уже пережили первые морозы под -50. К таким холодам жителям республики не привыкать – у них есть множество способов и лайфкахов, чтобы греться самим и не дать замерзнуть своему имуществу, в частности машинам.

   
   

Один из таких способов – использовать портативные гаражи, которыми накрывают автомобили. Здесь ласково зовут их «Наташами». Якутское ноу-хау уже стали использовать и в других регионах России, где нынешняя зима оказалсь суровой.

Что это за гаражи-одеяла и насколько они безопасны?

«Машинка в шубке»

Лет 10 назад ближе к концу октября добрая половина железных «лошадок» в Якутске впадала в «спячку». Их «замораживали» на зиму, что плохо сказывалось на состоянии авто. На дорогах оставались лишь счастливые обладатели тёплых гаражей. Правда, за роскошь ездить зимой приходилось расплачиваться – на улице авто оставляли заведённым.

Месяц аренды теплого гаража стоит 15-25 тысяч рублей, место в паркинге или на подземной стоянке ЖК – 10-15 тысяч. Поэтому появление портативных гаражей по цене от 10 до 25 тысяч рублей стало для местных автолюбителей настоящим спасением. Сейчас никто уже и не помнит, как и почему их прозвали «Наташами», но в народ это ушло моментально.  

Автоодеяло состоит из нескольких слоев: синтепон, холлофайбер, шерстипон, аналог пуха, мембранная ткань, бамбуковое волокно, материал «Оксфорд» – во что горазд производитель. У некоторых есть специальные «ушки» для боковых зеркал и нижняя «юбка». С хорошим «одеялком» даже при минус 35 градусов мотор заводится пару раз ночью и один раз утром. Снять-надеть его можно за 10 минут, а перевозить в багажнике или на крыше авто.

С «Наташей» основная проблема – перед выездом не забыть убрать резиновую насадку для отвода выхлопных газов. Но бывает и по-другому: не так давно по соцсетям разлетелось видео, на котором машина едет по Якутску с наполовину снятым портативным гаражом. Автовладелец, по-видимому, решил сэкономить время, а развевающиеся «крылья» и отсутствие обзора в зеркалах его не смутили. «Машинка в шубке», «ужас, летящий на крыльях тумана», «привидение с моторчиком» – окрестили увиденное пользователи.

   
   

Есть проблема- «Наташ» иногда воруют.  В этом декабре полиция уже возбудила дело против 60-летнего мужчины, который зашел погреться в подъезд, увидел висящий на перилах лестницы гараж и присвоил его. Чтобы избежать хищения тентов полиция рекомендует:

  • Пометьте свои «автоодеяла» несмываемой краской, написав государственный номер автомобиля;
  • старайтесь ставить транспорт в зоне видимости камер наружного видеонаблюдения;
  • вшейте в ткань свои визитки или другие предметы, которые в случае кражи облегчат процедуру идентификации имущества; 
  • если вы оставляете авто во дворе на ночь или где-либо на долгое время, придавите край портативного гаража передними колесами.

«Главное – техобслуживание вовремя»

В конце ноября в микрорайоне «ДСК» в Якутске взорвался микроавтобус «Toyota Noah», стоявший под портативным гаражом. Авто получило серьезные повреждения, из-за ударной волны вылетели стекла ближайших балконов. К счастью, никто не пострадал.

Как оказалось, машина была оснащена газобаллонным оборудованием (ГБО) с использованием пропан-бутана. По словам специалистов, такая смесь тяжелее воздуха и в случае утечки скапливается в низких местах и замкнутых пространствах.

«Главное – вовремя проходить техобслуживание, но многие владельцы машин этим пренебрегают, - говорит сотрудник одной из городских автомастерских Константин. - По сути, вторая топливная система в автомобиле в любом случае увеличивает риски. Поэтому приезжать на СТО нужно раз в 10 000 км, чтобы заменить фильтры, проверить параметры на компьютере и поискать утечки. Баллоны проверяют через 10 месяцев со дня продажи или установки, а прокладки и уплотнения клапанов, соединений в магистралях нужно менять раз в 2 года».

На деле водители часто пренебрегают этим. Между тем, по словам эксперта, в случае утечки газа он может скопиться под «Наташей», и для хлопка достаточно будет одной искры – например, от системы автозапуска. Официальное заключение о причинах инцидента корреспонденту yakutia.aif.ru получить не удалось. В пресс-службе ГИБДД региона сообщили, что это не ДТП, а значит не в их компетенции. В МЧС республики подобные происшествия статучету не подлежат, так как пожара не было. Собственники квартир, где выбило стёкла, смогут взыскать ущерб в гражданском порядке.

Кому выгодно?

В последние годы в Якутии всё больше водителей переходят на газ. Голубое топливо более экологичное и стоит дешевле. Ставить ГБО выгодно владельцам тяжелых машин с большим расходом топлива и большими пробегами.

До конца декабря в Якутии действует акция, по которой государство берёт на себя 90% расходов на установку ГБО. Переоборудование машины вместе с документами обойдётся в 16 тысяч рублей, тогда как рыночная стоимость оборудования – более ста тысяч.

В регионе работают три аккредитованных центра перевода транспорта на метан: два в столице и один в Мирном. Установить газобаллонное оборудование можно на легковые автомобили, грузовики, автобусы и спецтехнику.

До конца 2030 года количество газозаправок в регионе доведут до сорока. Инвесторы, которые будут строить эти объекты, получат финансовую поддержку, земельный участок без торгов и нулевой налог на имущество.