Якутский парламент принял решение обратиться в правительство России с предложением снизить штраф за браконьерство. Этому предшествовали длительные обсуждения – и касались они двух видов особо ценных рыб – осетра и муксуна. Сейчас незаконная добыча краснокнижных красавцев (при том, что Лена – единственная река в России, где это разрешено, а лицензия обходится совсем недорого), может стоить человеку жизни.
Осётр или жизнь
2020 год. Суд приговаривает 46-летнего местного жителя к штрафу в 10 миллионов рублей. Поймали браконьера с 33 хвостами осетра в багажнике без лицензии на вылов. Поймали его случайно – шла акция «Нетрезвый водитель», остановили, проверили багажник «УАЗика». Цена за рыбу оказалось такой, что и с большой зарплаты не потянешь, а он, сельчанин, глава большой семьи, зарабатывал около 30 тысяч рублей. Платить всю жизнь, перебиваясь на хлеб и воду – оставлять будут прожиточный минимум. Увы, не все выдерживают такого наказания нищетой. Эта история закончилась трагедией - человек добровольно ушёл из жизни.
Таких историй, когда вылов «лишних» голов царь-рыбы стоит жителям Якутии если не жизни, то многолетней кабалы, много. В некоторых из них люди, можно сказать, просто пожадничали – так, трое рыбаков должны были выпустить назад в реку осётра, на которого уже не было лицензий, но «бес попутал» - и сразу на 28 хвостов. Постепенно заплатят – по нескольку миллионов «на брата».
«Общество выражает обеспокоенность высокими размерами такс, используемых для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, - говорит председатель комитета по природным ресурсам и экологии парламента Якутии Андрей Находкин. - Судами выносятся приговоры по уголовным делам за незаконный вылов, в которых сумма ущерба, причиненного сибирскому осетру, равняется миллионам рублей, это непосильно для жителей».
Конечно, «тариф» высок, он, что называется, заградительный и един по всей стране – чтобы не ловили рыбу, которую ловить нельзя. С начала XXI века промысел почти всех видов осетров в России, в европейских странах и странах Каспийского бассейна запрещён. Эти рыбы включены в Красную книгу как находящиеся под угрозой исчезновения. Но только не в Якутии!
Парадокс в том, что на Лене это правило не действует – здесь есть и промышленная добыча, и любительская - сетями. Надо только купить лицензию (на один хвост – 400 рублей), путёвку оформляют через Госуслуги, и поехать на рыбалку. Для неё предусмотрено 26 участков в бассейне реки Лена – главное, не использовать неразрешённые снасти, поймать рыб количеством строго по числу лицензий, а тех из них, кто меньше установленного размера (62 см) или просто «лишние», выпустить восвояси. Не все способны справиться с собой и вот так просто выпустить «плывущую в руки» добычу. Отсюда и споры – сколько брать с браконьера?
Весной, когда вопрос обсуждался первый раз, предлагали снизить штраф за вылов осетра со 160 тысяч до 68,8 тысяч рублей, муксуна - с 70 тысяч до 2306 рублей. С этим решением были согласны в региональных минэкологии и Росрыболовстве, но большинство высказались в плане «снизить ещё» - на этот раз до 20 тысяч рублей, эта такса и была утверждена. Если документ одобрят в правительстве России, то наказание для браконьеров снизится в 8 раз, и те же 30 рыбин обойдутся пойманному «на месте преступления» уже в 600 тысяч рублей. Есть у этой цифры свой минус, о котором говорят и авторы идеи.
«Исходя из принципов гуманности, мы предлагаем размер таксы по осетру в 20 тысяч рублей, ниже предложить не можем, - это из обсуждения проблемы в парламенте Якутии. - Слишком низкие размеры такс могут привести к развитию браконьерства и истреблению популяции осетра. Мы не должны забывать, что он занесен в Красную книгу Российской Федерации».
Пока же местные жители уверены в том, что краснокнижной рыбы в реке много, даже и не специально можно выловить, и недоумевают – зачем в таком случае брать лицензию, как на какого-нибудь лося?
Царь - рыбы в Лене хватит на всех?
Подсчеты по количеству осётра ведутся постоянно и разными структурами. С начала 2000-х промышленным образом на Лене добывают в среднем немногим более 20 тонн рыбы в год при максимально допустимом уровне улова в 26 – 40 тонн. Три года назад, летом 2022 года, специалисты Всероссийского НИИ рыболовства, провели оценку количества рыбы в среднем течении реки Лены, от Якутска до Вилюя.
«В совокупности на всей площади от верхней до нижней точки исследованного отрезка (около 400 км) численность составляет по меньшей мере 120 тысяч экземпляров, а с применением средневзвешенных величин она увеличивается и составляет для Якутского участка 29 тыс. экземпляров, для Алданского — 47 тыс. экземпляров, для Вилюйского — 71 тыс. экземпляров. Таким образом, суммарная численность осетра составляет более 147 тыс. экземпляров», - говорится в опубликованном учёными отчёте (есть в распоряжении yakutia.aif.ru).
Словом, учёные делают вывод – да, рыба есть, на каждом квадратном километре – по 93 экземпляра ( это, конечно, в среднем). Правда, сибирский осётр, живущий в суровых условиях, куда мельче своего каспийского собрата. И тут рыбакам-любителям, в самом деле, надо ещё ухитриться, чтобы добыть разрешённый экземпляр размером больше 62 сантиметров. Практически в половине случаев исследователям попадались рыбины в 41-50 сантиметров и весом в полкило. А промысловых рыб нужной длины во всём улове было 2, 5%, весили они около килограмма. Получается, что почти всю добычу, если не идти против правил, надо отпускать назад в Лену? Тут в человеке и начинается борьба с собой, которая, судя по полицейским сводкам, очень часто заканчивается не в пользу царь-рыбы.
Также учёные отмечают, что самки в большом количестве им попадались только в устье Алдана – видимо, туда стада идут на нерест. Малый размер рыбы они объясняют местной спецификой – например, в 60-х еще разрешали ловить экземпляры в 58 сантиметров, и тут подходит 7% всей рыбы.
«Исследованиями более полувековой давности ( 1955 год) определено, что массовая половая зрелость осетра наступает в 16–20 лет, как исключение — в 15 лет при длине тела около 70 см и массе 1,5 кг. Для более южных участков русла отмечались меньшие размеры производителей сибирского осётра, и минимальный размер и возраст самок — 56 см при массе тела 0,735 кг и возрасте 12 лет. В середине 1970-х гг. был пересмотрен подход, что позволило снизить оценку возраста ленских осетров и установить, что минимальный возраст готовых к размножению самцов составляет 9–10 лет, а самок — 11–12, - объясняют исследователи.- Таким образом, обнаружение нами самок с промысловой длиной тела всего 53–56 см не является аномалией».
Словом, размер промышленно добываемых в Лене осетров постоянно снижается. И это тоже не просто так, увы. Вполне может сложиться ситуация, когда отлавливать их в Лене тоже запретят. Не сейчас, со временем. «Ранний возраст и небольшой размер может указывать не только на суровые климатические и скудные кормовые условия существования рыб в Лене, но и обусловленную чрезмерным давлением промысла адаптивную реакцию, заключающуюся в более раннем достижении половозрелости», - отмечают специалисты Всероссийского НИИ рыболовства.