«Страх и эйфория». Женщина-пилот из Якутии рассказала о секретах профессии

Анна Лозовская единственная женщина-пилот в Якутии. © / предоставлено АиФ-Якутия героем публикации

Анна Лозовская - единственная женщина-командир якутской авиакомпании. За штурвалом она уже 16 лет и за её плечами более 5 тысяч часов в небе. Но путь к мечте был долгим и непростым. Анна прошла все стадии обучения и жесткие допуски. На комиссиях к ней было более пристальное внимание, чем к мужчинам-пилотам. Анна  рассказала корреспонденту yakutia.aif.ru, почему она стала пилотом и что её привлекает в этой профессии. 

   
   

Пилот-вечный студент

Отец Анны Валентин Лозовский был пилотом вертолета Ми-8 и поэтому с детства привил ей любовь к воздушной технике. Девушка решила пойти по стопам отца и покорить бездонное небо. С первого раза поступить не получилось, так как девушек тогда неохотно брали в пилоты. Но Анна не сдалась и в 2005 году её взяли в Калужское авиационное летно-техническое училище гражданской авиации. В 2009 году она попала на работу в авиакомпанию, которая совершает рейсы на север Якутии.  

«Когда первый раз села за штурвал самолёта, то было одновременно волнение, страх, эйфория и счастье, что наконец получилось. Я так долго к этому шла», - вспоминает она.

Анна летала вторым пилотом летала на Л-410, а в 2014 году стала командиром этой же модели самолёта. Затем в Якутске она прошла курсы профессиональной переподготовки по гражданской авиации. Потом её отправили в Москву в министерство гражданской авиации. 

Экипаж всегда поддерживает Анну Лозовскую. Фото: предоставлено АиФ-Якутия героем публикации

В 2016 году Анну взяли в ведущую авиакомпанию в республике. Затем она прошла переобучение в Испании и успешно освоила Bombardier Dash 8-Q300. Через три года она впервые выполнила свой первый самостоятельный полет в качестве командира самолета DASH Q-300. 

«Я люблю свою работу, но устаёшь от постоянной учёбы. Мы проходим курсы повышения квалификации, лётные тренировки, разбор конструкции самолёта, сдаём зачёты. Раз в шесть месяцев проходим медкомиссию. В голове нужно держать большой объём информации. В этой работе постоянно думаешь», - рассказала Анна Лозовская. 

   
   

Пилоты два раза в год отрабатывают опасные ситуации на тренажерах, поэтому экипаж всегда готов к нештатным ситуациям и знает каким инструкциям следовать.

«Баба, баба за штурвалом!»

График у пилотов ненормированный. Вылет может быть в любое время. Перед каждым полётом лётчики запрашивают загрузку пассажиров, количество багажа. Смотрят запасные аэродромы и погоду. Зимой на севере республики погодные условия непредсказуемы: экстремальные температуры, плохая видимость, снег может запорошить взлётно-посадочную полосу. Лётчики готовы ко всему. 

При вопросе, какие в её практике были серьёзные ситуации, Анна Лозовская ответила: 

«Ситуации бывают разные. Но ни один пилот об этом никогда не расскажет, - улыбается Анна. –  Бывает, что жидкость вытекла, шасси не убирается. Пилоты всегда знают, как что делать, потому что все действия отработаны до автоматизма. Каждый полёт, даже если летаем по одному маршруту, всегда особенный. Разная погода, небо, пассажиры, ситуации. Работа очень увлекательная», - поделилась Анна. 

Перед полётом Анна Лозовская всегда здоровается с железным другом. Фото: предоставлено АиФ-Якутия героем публикации

Большинство пассажиров привыкли слышать мужской голос командира, но, когда слышат женский, удивляются. Как-то после полёта к Анне Лозовской подошла женщина-пассажир, которая поблагодарила её за удачный полёт и подарила рыбу. 

«Наши пассажиры из Якутии очень благодарные и спокойные. Женщины восторгаются, говорят комплименты. А один раз слышала, как мужчины говорили: "Баба, баба за штурвалом!"», - смеётся Анна Лозовская. 

Командир старается лишний раз не смущать пассажиров и первой заходит в кабину пилота. Но Анну уже многие знают, так как она единственная женщина-пилот в Якутии. 

Погладить носик

Анна Лозовская поделилась: чтобы всегда оставаться в хорошей форме, нужно обязательно высыпаться, правильно питаться, делать физкультуру.

«Если пилот чувствует, что устал, то срочно нужно брать отпуск. Нам дают 92 дня. Важно менять обстановку», - поделилась командир.

Раньше Анна летала из Якутска в Магадан, Иркутск, Южно-Сахалинск, Владивосток, а сейчас курсирует только по республике. 

Анна Лозовская поделилась: чтобы всегда оставаться в хорошей форме, нужно обязательно высыпаться, правильно питаться. Фото: предоставлено АиФ-Якутия героем публикации

Ещё у многих пилотов есть свои суеверия, чтобы полёт прошёл хорошо. Перед полётом Анна здоровается с железным другом, гладит самолёт, может потереть ему нос и после этого осматривает железного друга и благодарит за верную службу. 

«Сейчас среди пилотов больше тех, кому за 50-60 лет. Они всегда делятся опытом и говорят напутственные слова, что даёт поддержку и уверенность», - заключила Анна Лозовская.  

Муж Анны, Анатолий, тоже пилот. Супруги всегда поддерживают друг друга и делятся опытом. 

«Если вдруг пришлось задержаться на сутки, то не устраиваем друг другу допросы, так как понимает специфику работы», - делится Анна Лозовская. 

Супруги воспитывают трёх сыновей - Алексею 13 лет, Роману 3 года, а младшему Толе 9 месяцев. Анна поделилась, что старший сын не хочет быть пилотом. Он любит рисовать и мечтает стать палеонтологом. 

«Если есть сильное желание стать пилотом, нужно стремиться к своей мечте. Не сидеть сложа руки, а действовать. Набираться знаний. На самом деле сейчас так много возможностей. Человек должен понимать, куда он идёт и зачем», - рассказала Анна.