В 1928 году опытный чекист ОГПУ Григорий Сыроежкин был направлен в Якутскую АССР для ликвидации резидента американской и японской разведки Юрия Шмидта, пытавшегося устроить вооружённый мятеж. Подробнее о тех событиях рассказали в УФСБ по республике.
Историю о том, как Сыроежкин смог обмануть иностранного шпиона, читайте в материале yakutia.aif.ru.
Предатель вёл в засаду
Бывший офицер колчаковской армии Юрий Шмидт по заданию спецслужб США и Японии должен был совершить государственный переворот на севере Якутской АССР. В 1927 году, как только открылась навигация, шпион на первом же пароходе прибыл в республику.
Через обман, подкуп и угрозы он начал сколачивать отряд, который состоял из отъявленных в прошлом бандитов. Они помогали Шмидту стягивать народ на свою сторону и вести агитацию за отделение Республики от СССР.
Вскоре в ОГПУ узнали о надвигающейся угрозе. Чтобы подавить мятеж и задержать бандитов, в феврале 1928 года руководство ОГПУ отправило на север Якутии боевой отряд под руководством опытного разведчика-диверсанта Григория Сыроежкина. В республике к отряду примкнули местные чекисты.
Вскоре бандиты узнали о чекистах и решили уничтожить их. Проводник группы, оказавшийся предателем, попытался завести их в протоку таёжной реки на подтаявший лёд, где поджидала засада. Но Григорий Сыроежкин догадался об измене и успешно вывел отряд, сорвав планы белогвардейцев. Позже Григорий Сыроежкин направил руководству письмо.
«Шмидт старается подготовительной работой затронуть больше районов и привлечь к выступлениям население. Затем объявить свержение власти, одновременно захватить пушнину и оружие в торговых факториях, а затем выслать представителей от „восставшего якутского народа“ за границу с соответствующей миссией».
Мятеж намечался на апрель
Шмидт особенно рассчитывал на поддержку в Эльгинском улусе, так как именно там в прошлые годы проходили бандитские выступления. Чтобы узнать об обстановке в этом районе, американский шпион завербовал сотрудника промышленной кооперации Димова.
Он сообщил, что в этом улусе уже собирается повстанческая группировка, которая спешно готовила мятеж. По указке Шмидта Димов начал распространять агитационные листовки, в которых говорилось, что скоро на Советский Союз пойдут войной и срочно нужно готовиться к восстанию. Чтобы увеличить недовольство среди населения, распространяли слухи о том, что Советская власть собирается отобрать оленей у жителей.
«Шмидт также создал „Кооператив северных охотников“. Ближайшие его помощники устроились в торговые организации, и под видом кредитования промышленников снабжали организацию Шмидта всем необходимым», — рассказали в УФСБ.
По заданию иностранных спецслужб контрреволюционный мятеж намечался на апрель 1928 года. Этот месяц выбрали не случайно: именно в это время начинали таять реки, а значит, подкрепление не смогло бы быстро прийти на помощь.
«Выпьем на посошок»
Понимая растущую опастность, Григорий Сыроежкин начал искать помощников и нашёл их средя якутов и эвенков. Местные чекисты и добровольцы обрисовали Григорию Сыроежкину подробную картину происходящего. Стало ясно, что нужно быстро брать шпиона и сделать это тихо и незаметно, без кровопролития. Началась операция по поимке Шмидта. Григорию Сыроежкин решил притвориться инспектором-ревизором, прибывшим с проверкой в северные районы.
Вскоре к Шмидту из соседнего кооператива приехал местный житель (помощник Сыроежкина). Он рассказал, что у них уже несколько дней работает ревизор, и предупредил, что скоро он приедет и к нему.
«Очень большой человек. С милиционером приехал, ругается, кричит: „Всех, однако, говорит, посажу!“. Но мой председатель велел передать, что с ревизором договориться можно, спирт любит, водку любит, меха любит. Через два дня у вас будет...» — убедил якут.
И через два дня к посёлку подъехала оленья упряжка. В ней находились Григорий Сыроежкин с милиционером и проводником (это были его коллега и местный помощник под прикрытием).
Ревизор был суров. Отказался от завтрака и начал проверять все бухгалтерские документы, а затем пошёл на склад. Шмидт занервничал: как бы он чего не нашёл. Чтобы этого не допустить, шпион решил убить его, кстати, вспомнив, что ревизор любит алкоголь, пригласил гостя на ужин, за которым они разговорились, и ревизор расположил к себе Шмидта. Всё это время чекист наблюдал за обстановкой вокруг и заметил, что в доме всё время крутятся телохранители.
«Ревизор» подписал документы и собрался уезжать, но предложил бандиту выпить «на посошок». Шмидт, не предполагая плохого, согласился. Он не взял с собой телохранителей и сел в сани, где его скрутили. После этого арестовали остальных участников спланированного мятежа. Всех их отправили в Среднеколымск, где в ходе допроса они признались в сотрудничестве со спецслужбами США и Японии. Также выяснилось, что после переворота Шмидт и его приближённые собирались захватить пушнину, оружие, судно «Пионер» и переправиться в Америку.
Обвинение в шпионаже и расстрел
После дела о банде Шмидта, история Григория Сыоежкина не закончилась. В УФСБ рассказали, что он участвовал во многих спецзаданиях, собирал данные разведки, боролся с бандами в Бурятии, Монголии, ликвидировал националистические организации в Белоруссии, ловил шпионов в Ленинграде, подавлял мятеж в Испании, после которого в 1936 году ему присвоили звание майора госбезопасности.
Но судьба Григория Сыроежкина сложилась трагически. В 1938 году его вызвали в Москву под предлогом подготовки отчёта о проделанной работе и награждении. Чекиста арестовали, его обвинили в шпионаже и расстреляли. В 1958 году Григория Сыроежкина реабилитировали.
«В 2009 году Управление ФСБ России по республике Саха (Якутия) для оперативного розыска на воду реки Лена спустило водомётный катер проекта КС-110 водоизмещением девять тонн. Судно назвали в честь Григория Сергеевича Сыроежкина», — рассказали в УФСБ.