С поправкой на север. Как работают нефтепроводчики в сложных условиях

В основе безопасной эксплуатации нефтепроводной инфраструктуры нефтепровода ВСТО, больше половины которого проходит по территории Якутии, лежит следование нескольким принципам: своевременность, тщательный контроль, исключение минимальных рисков.

   
   

Этими принципами руководствуется ООО «Транснефть – Восток» в эксплуатации одного из крупнейших в системе ПАО «Транснефть» резервуарного парка.

Автоматика под контролем

Основной объем емкостей для хранения нефти располагается на трех самых больших станциях трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-1). Это ГНПС-1 «Тайшет» в Иркутской области, где берет свое начало трасса ВСТО, НПС-10 «Талакан» в Якутии и НПС-21 «Сковородино» в Амурской области. На промежуточных станциях – в первой очереди ВСТО их насчитывается 17 – резервуары значительно меньшего объема. Они используются в основном для противопожарного запаса воды и аварийного сброса нефти, который предусмотрен в системах защиты магистрального нефтепровода. 

«Мы ведем эксплуатацию почти сотни резервуаров объемом от 1 до 50 тысяч кубометров. Каждый из них – сложный объект нефтетранспортной инфраструктуры. Независимо от объема резервуары оснащаются комплексом систем безопасности, такими как система пенного пожаротушения, водяного охлаждения, системой автоматики, дыхательной и предохранительной арматурой и другими. Наша задача – следить за исправной работой этих систем, проводить плановый ремонт резервуаров, выполнять ежегодную диагностику и очистку», - рассказывает начальник отдела эксплуатации компании Александр Рыбкин.  

В июле на головной нефтеперекачивающей станции «Тайшет» эксплуатационники завершили ремонт пяти электроприводов. Это оборудование участвует в работе запорной арматуры, установленной на технологических трубопроводах резервуарного парка. По сути, электроприводы обеспечивают своевременное открытие или закрытие задвижек, когда в резервуар подается вода или пожарная пена.  

Оборудование было установлено на этапе строительства станции и отработало назначенный срок.   

В ходе ремонта специалисты заменили изношенные детали. В качестве запасных использовались детали отечественного производства с повышенным ресурсом эксплуатации и высоким уровнем износостойкости. 

   
   

До сентября по программе капитального ремонта на базе Томского завода электроприводов отремонтируют еще пять аналогичных единиц оборудования.

Задача «со звездочкой»

Обслуживание и поддержание в технически исправном состоянии резервуарного парка на НПС-10 «Талакан» в Якутии – задача из раздела «со звездочкой». Сложные климатические условия, в которых эксплуатируются емкости, – дополнительный фактор риска. Поэтому ежегодно по программе диагностического обследования объектов в ООО «Транснефть – Восток» определяют техническое состояние уникальных для ВСТО-1 купольных крыш резервуаров. 

Недавно завершили мониторинг пяти резервуаров емкостью 50 тысяч кубометров каждый.  Специалисты провели визуально-измерительный и ультразвуковой контроль металлоконструкций резервуаров, выполнили нивелирование узловых колпаков купольных крыш, окрайки днищ, измерили отклонения от вертикали стенки емкостей. 

«Полученные сведения о текущем состоянии металлоконструкций направлены в научно-исследовательский институт «Транснефти». На основе этих данных ученые рассчитают максимально допустимую снеговую нагрузку. Эти данные позволят сформировать план, по которому будет вестись очистка крыш», - подчеркнул Александр Рыбкин. 

Регулярная и своевременная работа, проводимая сегодня специалистами компании на объектах нефтепровода ВСТО, позволяет обеспечивать высокий уровень эксплуатационной надежности, сохранять за собой статус высокотехнологичного и безопасного производства.