20 июля 1977 года самолёт Ил-14 (бортовой номер СССР-52096) Иркутского авиаотряда компании «Аэрофлот» готовился к выполнению регулярного рейса В-2 по маршруту Витим — Иркутск. На борту находились 6 членов экипажа и 34 пассажира, в том числе 9 детей. Погодные условия в тот день были сложными: шёл дождь, взлётно-посадочная полоса (ВПП) аэропорта Витим размокла, а видимость ухудшалась из-за низкой облачности. Несмотря на это, экипаж принял решение о взлёте. Подробнее в материале yakutia.aif.ru.
Роковые обстоятельства
В тот день на борту воздушного судна находились 6 членов экипажа и 34 пассажира, среди которых было 9 детей. Экипаж самолёта в тот рейс состоял из командира Павла Трофимова, помощника командира Кащука Александра Станиславовича, авиационного техника Панфилова Владимира Михайловича, техника-стажёра Журавлёва Геннадия Семёновича, специалиста авиационной связи Гузовского Иннокентия Яковлевича и бортпроводника Смоленцовой Ольги Николаевны.
Погодные условия оставляли желать лучшего - непрекращающийся дождь размыл грунтовую взлётную полосу, а низкая облачность ограничивала видимость.Несмотря на явно неблагоприятные условия, командир экипажа Павел Трофимов принял решение о взлёте. Как показало дальнейшее расследование, это решение стало фатальной ошибкой.
Хроника катастрофы
При разгоне по размокшей полосе самолёт трижды съезжал с курса, разрушая аэродромные сооружения. Были снесены 4 ограничительных конуса, разрушена осветительная мачта, повреждены сигнальные огни.
С трудом оторвавшись от земли после чрезмерно длинного разбега (945 метров вместо положенных 800), лайнер почти сразу начал терять управление. Через 185 метров хвостовая часть задела ограждение аэродрома. На 200-м метре левое крыло задело верхушки деревьев. Ещё через 300 метров самолёт вошёл в режим сваливания.
Последствия
В 08:47 утра, всего через две минуты после взлёта, Ил-14 рухнул в лесной массив в 500 метрах от торца взлётной полосы. Удар был настолько сильным, что образовалась воронка глубиной 3,5 метра, корпус летательного аппарата полностью разрушился и возник сильный пожар.
Из 40 человек на борту выжил только один пассажир, получивший тяжёлые травмы. Остальные 39 человек, включая весь экипаж, погибли мгновенно.
Выводы комиссии
Согласно заключению экспертов, основной причиной катастрофы стали ошибочные действия командира воздушного судна. Он санкционировал взлёт с неподготовленной взлётно-посадочной полосы, поверхность которой была размыта осадками и не смог сохранить контроль над направлением движения при разгоне
Были и сопутствующие факторы трагедии:несоответствующее состояние ВПП для выполнения взлётных операций, необоснованное разрешение на взлёт, выданное диспетчерской службой, несмотря на неблагоприятные погодные условия, недостаточный контроль за метеорологической обстановкой со стороны аэродромных служб, нарушение регламентов управления воздушным движением.
Эта трагедия стала поводом для пересмотра правил эксплуатации грунтовых аэродромов в сложных метеоусловиях и ужесточения требований к подготовке лётного состава. Память о погибших была увековечена мемориалом, установленным на месте катастрофы в 1980 году.