Отвели самолёт от домов? Транспортный Ил-76 упал из-за включённого прибора

1 ноября 2009 года в окрестностях города Мирный произошла авиакатастрофа, которая унесла жизни 11 человек. © / Commons.wikimedia.org

1 ноября 2009 года в окрестностях города Мирный произошла авиакатастрофа, которая унесла жизни 11 человек. Военно-транспортный самолёт Ил-76, выполнявший рейс по маршруту Мирный — Иркутск — Чита, врезался в отвал алмазного рудника «Мир» меньше чем через минуту после взлёта. Подробности в материале yakutia.aif.ru.

   
   

Начал крениться вправо

Транспортный самолёт принадлежал авиационному полку особого назначения Внутренних войск МВД России. 31 октября он доставил в Мирный партию коммерческого груза из Калужской области, и после посадки командир воздушного судна привёл в действие электрическую часть системы стопорения рулей и элеронов. 1 ноября, в день катастрофы, система по-прежнему оставалась включённой, что отражалось в том числе и с помощью сигнала на панели приборов.

Командир принял горящий сигнал о включённом стопоре за ошибку системы и ложное срабатывание, после чего отдал команду на взлёт. Перед тем, как поднять воздушное судно в воздух, он проверил работоспособность системы управления элеронами, отклонив штурвал сначала влево, затем вправо. А, поскольку система стопорения оставалась включённой, у правого элерона сработал стопорный механизм.

В 7:48 утра 1 ноября самолёт поднялся в воздух — и тут-то экипаж заметил, что в процессе разбега он начал крениться вправо. От взлётно-посадочной полосы воздушное судно оторвалось с креном в 8 градусов, который продолжал увеличиваться. Попытка отклонить штурвал влево не удалась, поскольку правый элерон был застопорен.

Командир экипажа ввиду стрессового состояния не принял решения о рассоединении проводки управления самолётом в поперечном канале, что было предусмотрено руководством по эксплуатации Ил-76. В материалах расследования впоследствии будет указано, что его фактический опыт полётов оказался меньше того, что указан в лётных документах.

Врезался в отвал

На 59-й секунде полёта самолёт летел уже с креном в 90 градусов, и на скорости в 394 километра в час врезался в отвал алмазного рудника на расстоянии около 2 километров от аэропорта вылета. После этого воздушное судно рухнуло на поле, разрушилось и загорелось. Погибли все 11 человек, которые находились на борту: это 7 членов экипажа и 4 человека из сменного экипажа.

   
   

Через неделю после катастрофы на месте крушения Ил-76 появился мемориал. На нём выгравированы имена членов экипажа. Также указано, что лётчики погибли, спасая город Мирный от жертв и разрушений.

Мемориал на месте крушения самолёта. Фото: Commons.wikimedia.org

Расследованием причин авиакатастрофы занимались сотрудники транспортной прокуратуры РФ. Также в Якутию вылетала комиссия, в состав которой вошли представители командования Внутренних войск МВД. 3 ноября были обнаружены «чёрные ящики».

«В ходе проверки было установлено, что подготовку самолёта к вылету производили инженеры-члены экипажа разбившегося самолёта, наземные службы аэропорта при этом не привлекались, — отметили в прокуратуре. — Каких-либо нарушений в работе диспетчерской службы аэропорта также выявлено не было».