С 12 по 14 февраля в Театре оперы и балета – долгожданная премьера. «12 стульев». Эксцентрический балет», - гласит афиша. И именно это прилагательное определяет всё.
Балет и рок-н-ролл
Работать над этой постановкой начали еще в 2019 году. Весной 2020-го определили даты премьеры – 25, 28 и 29 марта. Но чуть-чуть не успели – в самый последний момент Театр оперы и балета, по выражению его художественного руководителя Сергея Юнганса, закрыли «на клюшку». Из-за пандемии спектакль плавно «перешагнул» в 2021 год.
На советском и постсоветском пространстве балет ставили несколько раз. За реализацию проекта на якутской сцене отвечала постановочная группа минского Театра мюзикла: режиссёр Анастасия Гриненко, хореограф Дмитрий Якубович и художник Андрей Меренков. С их легкой руки «12 стульев» давали в Белорусском государственном академическом театре в 2011 году.
Классики от постановки ждать не стоит. Это скорее спектакль-эксперимент, который заставит выйти за рамки привычного не только артистов, но и зрителей.
«Это эксцентрический балет – форма, заявленная композитором Геннадием Гладковым и нами, как постановщиками, - говорит режиссёр Анастасия Гриненко. – Не очень распространенное явление, но это тот балет, с которого можно начать свое знакомство с этим видом искусства. Спектакль рассчитан на широкого зрителя: посмотрев его, можно потом пойти и на «Щелкунчика», и на «Лебединое озеро», и на «Спартак». Это некий синтез искусств: когда советский авангард «приправлен» элементами драмы, живописью и… рок-н-роллом. Мы благодарны коллективу театра, который пошел на этот эксперимент и не пожалел средств на костюмы, декорации и световую аппаратуру, чтобы воплотить все наши задумки».
Балет и историческая действительность
Идти на эту постановку нужно, чтобы насладиться танцем во всем его разнообразии и впечатляющим музыкальным рядом.
«Партитура сложна для классических оркестров – она полна латиноамериканских ритмов, которые использует Гладков: танго, шимми и рок-н-ролл вместе с классикой, - говорит дирижер-постановщик Николай Макаревич. - И эта поли-стилистика не бьет по уху, а одно плавно вытекает из другого. Создать такой музыкальный материал далеко не каждому композитору под силу. Музыканты справились с задачей великолепно! За время пандемии материал, который мы успели разобрать год назад, был не только усвоен, но и стал лучше – такое ощущение, что они с этим жили. Оркестр якутского театра оперы и балета – это коллектив с колоссальным потенциалом, который способен исполнить любую партитуру. Наверное, еще не родился тот композитор, которого они не смогли бы сыграть».
Источником вдохновения для постановщиков стал одноименный роман Ильфа и Петрова, который был написан в 1927 году. Авторы многочисленных фельетонов и сатирических заметок в прессе, они были прекрасно знакомы с жизнью советского общества и блестяще отразили атмосферу того времени. В самом спектакле много отсылок к эпохе: кадры советской кинохроники и газетные заголовки прошлого века на экране, танцующие бюрократы с бесконечными папками на сцене, большевистская атрибутика в декорациях.
И надо отметить, что коронавирус стал не единственным препятствием к появлению балета «12 стульев» на якутской сцене. В XXI веке историческая действительность тоже отразилась на рабочем процессе.
Накануне вылета в Якутск хореографа-постановщика спектакля Дмитрия Якубовича… задержал минский ОМОН. Из-за того, что он шел мимо не в том месте и не в то время, дату отъезда пришлось перенести – ему вменили участие в демонстрациях против действующего режима.
Балет и фьюжн
Основу репертуара Государственного театра оперы и балета составляют классические спектакли: «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Жизель», «1000 и одна ночь», «Спартак». Над постановкой многих из них с труппой работал сам мэтр Юрий Григорович.
Но, как говорится, не классикой единой. По словам Сергея Юнганса, новая постановка – способ расширить репертуар и идти в ногу со временем, чтобы сохранить классическое наследие и привлечь в театр молодого зрителя.
Действо на сцене яркое, иногда даже очень. И там, и тут что-то происходит, и за всем этим хочется наблюдать. В 12 разных эпизодах мелькают бюрократы и цыгане, нэпманы и нэпманши, служащие и беспризорники, милиционер и архангел Гавриил. Помимо артистов балета участниками действа становятся дети из балетной школы имени Посельских, мини-оркестр и даже монтировщики сцены. Хотели бы мы сказать, что во время спектакля ни одного стула не пострадало, но это не так.
Для спектакля было создано около двухсот эффектных костюмов – постарались художник по костюмам Юлия Бабаева и костюмеры театра. Одеяния как с бразильского карнавала, перья, смокинги, пачки, «тройки» и платья в стиле Гэтсби. На фоне этого многоцветия неизменно выделялся Остап. Зеленый костюм, белый шарф и апельсиновые штиблеты – именно таким сына турецко-подданного описали Ильф и Петров.
Для артистов балета это была непростая задача. На сцене – фьюжн танцевальных направлений: танго, самба, чечетка, рок-н-ролл, народный танец, шимми и бальные. Прекрасная половина труппы встала на каблуки и училась работать в карнавальных костюмах и головных уборах с перьями. По словам Анастасии Гриненко, это очень тяжело, есть своя специфика, но они героически сражались и преуспели.
«В Якутске очень хорошая балетная труппа и сильная балетная школа в принципе, - отмечает Анастасия Гриненко. - Молодой коллектив театра, а в балете он всегда молодой, развивается и растет на глазах. Это украшение не только республики – думаю, их должна знать вся Россия. Люди влюбятся в этих артистов – в них нельзя не влюбиться».
Балет и драма
Исполнителям главных ролей – великого комбинатора Остапа Бендера и его подельника Кисы Воробьянинова – предстояло раскрыть свой драматический талант и освоить новые средства выразительности. Например, вести диалоги на сцене.
«У Остапа очень много внутреннего диалога, мимики, жестов, - говорит Сарыал Афанасьев. – И мне нужно всё это донести до зрителя, до самого последнего ряда. Это непросто, на каждой репетиции, при каждом выходе на сцену эта работа, в первую очередь над собой, продолжается».
Во втором составе роль великого комбинатора досталась Валерию Аргунову. Ему пришлось бороться со своим темпераментом: по жизни он очень спокойный, даже говорит медленно.
Для Павла Необутова, исполнителя роли бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, диалоги на сцене тоже были внове. По его словам, пришлось учиться отыгрывать это актерски: слушать собеседника и выдержать паузу, прежде чем выдать ответ.
«Моя роль – о разложении личности: когда человек что-то нашел, порадовался этому, а потом потерял, – говорит Павел. - Очень сложный, интересный, неоднозначный персонаж. Вообще работа артиста балета – это постоянное преодоление себя. Всё для зрителя, всё для искусства».
Примечательно, что женские роли в постановке получились комичными и даже гротескными. Было необычно видеть исполнительниц ведущих классических партий Ксению Лукину и Венеру Федотову в амплуа Эллочки Людоедочки и мадам Грицацуевой. Однако артистки со своей задачей справились.
25-летний артист второго состава Николай Попов начал работать над ролью Кисы Воробьянинова неделю назад. Эту премьеру он запомнит, без преувеличения, навсегда – 12 февраля у него свадьба. Его избранница – артистка ГТОиБ Александра Ларева, которая также задействована в этом спектакле.
Такие новинки нельзя пропускать, и зрители, очевидно, с этим согласны – билетов на все три премьерных дня уже нет. В следующий раз насладиться постановкой можно будет в начале марта.