В Саха театре поставили первый моноспектакль в режиме онлайн

Готовясь к роли, Жанна Ксенофонтова посмотрела множество видео о жизни индейцев в резервации. © / ЯСИА

15 июня Саха театр представил на суд зрителей постановку «Белый бизон» по пьесе Михаила Башкирова. Представление шло в онлайн-формате на YouTube и в Instagram.

   
   

Эксперимент от Сергея Потапова

Сюжет моноспектакля построен на событиях 1955 года в США. Молодая женщина из индейской резервации Анарета Девиль, приговоренная к смертной казни за особо тяжкие преступления, проводит последние минуты на электрическом стуле.

Молодая индианка Анарета представляет свою жизнь концом света, где единственный на всем свете белый мужчина должен её убить. Она мечтает освободиться от неминуемой смерти, нося во чреве белого ребёнка от тюремных надзирателей. Но за ней приходит белый бизон…

На экспериментальную во всех смыслах этого слова постановку решился известный якутский режиссер Сергей Потапов.

«Это моноспектакль, репетировали полмесяца. Трудности были чисто технические. Мы показали спектакль в реальном времени, а не запись, поэтому всё было живое. В YouTube и Instagram во время показа шло общение со людьми – они писали комментарии и ставили «лайки». Можно сказать, это был интерактив со зрителями. В дальнейшем, возможно, вытащим эту постановку на сцену, на живого зрителя», - рассказал «АиФ на Севере» Сергей Потапов.

50 последних минут

Как рассказали в театре, эта постановка Сергея Потапова отличается от всех ранее поставленных режиссером спектаклей. Здесь не будет провокационных трюков и зрелищных мизансцен. В стилизованном под документальную съемку моноспектакле – невыразимый крик отчаяния в тихом, подробном, временами сбивчивом рассказе Анареты, о чем думает человек в последние 50 минут своей жизни.

Репетиции к премьере длились две недели. Фото: Пресс-служба Саха Театра

Девушка вспоминает отца, пропавшего без вести после убийства друга их семьи Майки. О матери, покончившей с собой выстрелом из ружья, которое белые люди подарили их знатному предку Сухому Медведю. О детстве у реки и своей удивительной дружбе с трупом. О школе, где дети писали письма Папе Римскому. О первой любви к тупому Джей Джею, по венам которого текла кровь оленей. О полицейском Тони, который изнасиловал её после работы. О жизни у своего дальнего родственника Патрика и его полуживом отце Джим Кенте. О мести за мать, которую годами насиловали санитары в психиатрической больнице…

   
   

Переход театра в мир IT

Главную роль исполнила молодая актриса, выпускница актерского отделения АГИИК по специальности «артистка драматического театра и кино» Жанна Ксенофонтова.

«Последние две недели прошли у меня как во сне, как в тумане. Речь пока не идёт об анализе текста, материала, заучивании монолога наизусть и прочее. Меня больше волновал страх, осевший во мне. Страх перед новой формой – даже от слова «моноспектакль» меня бросало в дрожь. Боялась, что не оправдаю задумку режиссёра, что зритель не примет – всё-таки дело идёт к новым направлениям, переходу театра в мир IT. Поэтому для меня на первом месте стоял вопрос, как во всей этой котовасии нащупать почву под ногами и обрести уверенность. Теперь, когда всё позади, хочу сказать – было круто! Я бы ещё раз это пережила, ещё раз бы пропустила Анарету через себя. Хочу сказать огромное спасибо Сергею Потапову за то, что поверили в меня. Вы мне подарили огромный, самый ценный подарок в моей жизни – опыт. Если бы год назад мне кто-нибудь сказал, что самый крутой режиссёр поставит моноспектакль, где я буду в главной роли, я бы сказала этому человеку «чеши отсюда, шутка не удалась». А это сейчас происходит! Надеюсь этот крутой поворот в моей жизни приведёт меня к главной мечте. Уверяю вас, ни одно серое вещество не пострадало», - написала Жанна Ксенофонтова в своем Instagram

Тронуть сердца

Своими впечатлениями от первого якутского онлайн-моноспектакля поделились зрители.

В числе первых постановку оценила оперный режиссёр Светлана Шадрина: «Первую цифровую сцену в Якутске можно считать открытой. Очень удачно и грамотно подобрана форма. Именно моноспектакль мог гармонично списаться в эти условия и именно монолог, можно сказать исповедь индейской девушки, сидящей на электрическом стуле, мог достучаться до зрителей сквозь экраны. Мы не смотрели съемки спектакля в прямом эфире, как это могло быть, мы были соучастниками, мы подглядывали, мы были свидетелями смерти Анареты. Так как камера не двигалась, было ощущение присутствия в этой комнате, подглядывания – не глазами оператора, а своими. Таким образом, не потерялась та самая магия, за которой люди идут в театр, а не в кино. Текст Михаила впечатляет. Очень атмосферный, так ненавязчиво, тонко и не грубо, всё как в жизни. Можно почувствовать запах этой девушки, понять ее, сопереживать ей, болеть за неё, можно даже согласиться с ней, оправдать ее поступки, полюбить её и умереть вместе с ней. И это случилось благодаря блестящей актерской игре Жанны, стабильно гениальному режиссёрскому чутью и работе Сергея».

Таисия Прокопьева, жительница Якутска, давняя поклонница Саха театра: «Я впервые посмотрела онлайн-спектакль и очень рада, что его поставили в моем любимом театре. «Белый Бизон» оторвал меня от реальности и перенес в ту самую камеру, где сидит главная героиня. Монолог держит в напряжении и заставляет сопереживать. Считаю, что этот момент очень показателен, ведь даже в условиях пандемии и репетициях на расстоянии коллектив театра смог тронуть сердца зрителей».