4 ноября якутяне увидят на большом экране байопик Никиты Аржакова «Тыгын Дархан». В преддверии премьеры создатели фильма рассказали «АиФ на Севере», каково это – оживлять историю 400-летней давности.
Как появился тойон всех тойонов
Историческая драма «Тыгын Дархан» – о знаковых событиях, которые произошли в жизни народа саха в конце XVI - начале XVII века. В те времена якуты занимались скотоводством и жили родоплеменными объединениями – улусами. Во главе каждого из них стоял тойон, но должен был появиться каган – тойон всех тойонов, который объединит народ перед лицом общей угрозы.
Сценарий написан по мотивам одного из главных шедевров якутской литературы – одноимённого романа народного писателя Василия Яковлева - Далана.
«Думаю, фильм обогатит знания об этом периоде истории у зрителей, - отмечает поэт, публицист и переводчик Гаврил Андросов. - В своей книге Далан поднимает вечные темы: добро и зло, война и мир, жизнь и смерть, самодержавие и демократия, сиротство и сила рода. Поступками главного героя движет гуманизм, а в современном мире с его конфликтами это как никогда актуально. По задумке режиссёра, Тыгын Дархан в фильме, в первую очередь, не реальный человек, а символ. Символами народа саха разных эпох я считаю прародителя Эллэй Боотура, объединителя племён Тыгын Дархана и выдающегося общественного деятеля Платона Ойунского. И то, что об одном из них был снят фильм, – большая радость и гордость».
Компьютерная графика вместо ластика
За то, чтобы на экране всё выглядело как в XVII веке, отвечали художник-постановщик Петр Бояркин и его команда. Их консультировали доктора исторических наук Розалия Бравина и Андриан Борисов. Поначалу они относились к идеям киношников с опаской, но в процессе совместной работы «оттаяли».
«Ученые привыкли оперировать фактами и настаивали на полной исторической достоверности. Но фильм – это художественное произведение, а не научпоп. В кино главное – создать «картинку», заполнить пространство. При этом что-то будет главным, а чем-то придется жертвовать. Создавая декорации, мы сохранили исторические формы, силуэты и добавили деталей, чтобы украсить – но только те, которые тоже находили в раскопках. Писали, что доспехи в фильме неправильные, ламели «смотрят» вверх. Но это не мы придумали – за основу взят оригинал тюркского доспеха. Это же не дождевик, чтобы от воды защищал», - говорит Петр.
Для съемок было построено более 200 декораций: юрты, урасы, балаганы. И не в тепличных условиях павильона, где хватило бы фасада, а на открытом воздухе, целиком и в натуральную величину. Борьба за целостность построек шла с переменным успехом: то ветром крышу сорвет, то коровы и лошадки облюбуют в поисках тени.
Большинство доспехов в фильме – пластиковые, каждый собран и подогнан вручную. Для копий, луков, щитов и батыйа использовали железо, дерево и пластик.
«Все-таки это кино – актеры или будут играть, слова говорить, или 30 кг груза на себе таскать. Между прочим, даже пластиковый доспех не легкий, а еще оружие, щит, шлем, костюм. Мы, как могли, старались облегчить им жизнь», - рассказывает Петр.
В масштабных сценах задействовали квадрокоптер. А значит, ничего лишнего – двухколейных дорог, фонарных столбов и опор с проводами – в кадре быть не должно. Старались выбирать для съемок места дикие, глухие, но в третьем тысячелетии найти такие непросто даже в Якутии. Поэтому компьютерную графику в «Тыгыне» использовали вместо ластика – больше стирали, чем рисовали.
Долина Туймаада... на берегу Амги
По словам оператора Юрия Бережнева, масштабные съемки – дело непростое: длительные переезды, капризы погоды и, конечно, массовые сцены, где всех нужно организовать и всё продумать.
«Много времени ушло на поиски локаций: часть исторических мест, в том числе на родине Тыгына в Хангаласском районе, уже застроены. Поэтому, например, долину Туймаада снимали на берегу Амги. Это был интересный опыт, уникальная возможность соприкоснуться с историей нашего народа, которая мало изучена. Якутское кино в поисках своей ниши, своего почерка, мы много экспериментируем, работаем на голом энтузиазме. Думаю, именно это импонирует зрителю», - отмечает Юрий.
О том, что в республике снимают кино про Тыгына, знали, наверное, все. Поэтому, когда дошло до сцены Ысыаха с массовкой из трёх тысяч человек, стоило лишь кинуть клич – от желающих отбоя не было. В назначенный день очередь за костюмами растянулась на сотни метров.
«Я участвовал в съемках сцены соревнований по перетягиванию палки, - рассказывает ведущий солист Государственного театра оперы и балета Сарыал Афанасьев. – Нас загримировали, одели и мы должны были болеть за своих, бурно реагировать на происходящее. Всё происходило в местности Ус-Хатын, на дворе июнь, жара, мошкара одолевает. Но сам процесс съемок мне понравился – теперь хочу попробовать себя в кино».
Всё дело в деталях
Художник по костюмам Дария Дмитриева участвовала в столь масштабном кинопроекте впервые. Для фильма «Тыгын Дархан» было изготовлено около 3,5 тысяч костюмов.
«Столько всего и сразу мы ещё не отшивали, - улыбается Дария Петровна. - Чтобы проникнуться духом времени, в первую очередь перечитала роман, материалы историков, археологов и этнографов, просмотрела свои записи и зарисовки. Изучила все экспонаты конца XVI - начала XVII века, которые есть в музеях республики, – даже те, что в запасниках. Пропустив всё это через себя, нужно было передать атмосферу той эпохи через одежду, украшения, предметы быта. Очень помог главный хранитель Музея археологии и этнографии СВФУ Эдуард Жирков – обратиться к нему с вопросом можно было в любое время».
Когда первые заготовки, эскизы костюмов были готовы, пришлось отвечать на множество вопросов съемочной группы. Потому что они очень отличались от того, что якутяне сейчас надевают по праздникам: шелковые халадаи, длинные кафтаны, массивные серебряные украшения.
В XVII веке одежда выглядела иначе. И мужчины, и женщины носили короткие, до колен, камзолы. Их декорировали бисером, аппликациями, подвесками, металлическими бляшками и вышивкой. В состав костюма также входили головные уборы, камзол-сон, обувь, шуба, натазники и ноговицы из кожи и меха. Их расшивали бисером и нитками, украшали прорезными замшевыми лентами с перфорацией по всей длине. Украшения – наборные пояса, налобники, косоплетки, шейные гривны, перстни, печатки, браслеты, бусинные серьги – были отличительной чертой богатых людей.
По мнению научного консультанта проекта – искусствоведа, профессора АГИКИ Зинаиды Ивановой-Унаровой, в этом фильме удалось через одежду и украшения создать визуальный мир 400-летней давности. А определенное отклонение от документализма позволительно для кино.
Кино, которое меняет людей
Режиссёр Никита Аржаков много лет мечтал экранизировать роман Далана.
«Этот фильм посвящается нашим детям, внукам и всем следующим поколениям. Потомки его посмотрят, поймут, кто они есть и от кого произошли, и смогут рассказать об этом другим. Думаю, в развитии якутского кинематографа началась новая глава. Нужно снимать фильмы, отражающие самобытный нрав народа саха, его отношение к жизни и уникальную культуру. С таким посылом «Тыгын Дархан» выходит на широкий экран», - говорит Никита Аржаков.
Саундтрек написал ведущий музыкальный редактор киноконцерна «Мосфильм» Константин Шевелёв. По мнению режиссера, никто другой не смог бы так тонко прочувствовать материал и донести его до зрителя посредством музыки. С легкой руки композитора хомус, якутская скрипка кырымпа и традиционные песни таналай звучат в сопровождении симфонического оркестра.
За время работы над картиной происходили удивительные метаморфозы. Аржаков уверен – это якутская природа наполняла людей особой энергетикой: «Когда актёры массовки, которые изображали коневодов, переодевались в боотуров, у них даже лица менялись. Тот, кто раньше смеялся без умолку, становился задумчивым. А исполнитель главной роли даже поменял имя в паспорте – думаю, в нём взыграла кровь предков. Сниматься пришёл Ганя Неустроев, а стал Ньургун Бэчигэн Миитэрэй уола. Если прислушаться к голосу предков, изнутри «выходит» то, что нужно».
Перевод с якутского Виктория АЛЕКСЕЕВА
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
«Тыгын Дархан» - это:
- 2 года съемок на территории 11 районов и 14 населенных пунктов Якутии;
- 3 тысячи костюмов;
- более 200 уникальных декораций;
- бюджет – 255 млн рублей;
- в съемках приняли участие более 10 тысяч человек.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Альбина Данилова, журналист, ведущий эксперт госкинохранилища Якутии:
- Книгу Далана читала, но то, что увидела на экране – это открытие глубокой древней истории! Я будто родилась заново и узнала, что есть такой народ саха. Стыдно, что мы многого не знаем о своей истории. По поводу самой картины: каждый кадр, сцена, герой, локации – всё великолепно! Особенно понравились актеры Ньургун Бэчигэн, воплотивший образ Тыгын Дархана, и Айталина Лавернова, игравшая шаманку.